К оглавлению

Особенности и формы работы с «трудными» семьями и детьми школьного психолога

Воропаева Наталья Николаевна, педагог-психолог

Диалог в рамках проблемы

Профессиональному практическому психологу необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы социально-психологической деятельности, систематически изучать и оценивать ее результаты , а также предпринимать меры по её оптимизации. Представляется важной способность определять очередность мероприятий, которые ведут к намеченной цели, то есть умение планировать эту деятельности в соответствии с социальным запросом.

В массовой школе создать благоприятный подход к каждому типу ребенка помогут различные развивающие программы, составленные с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наибольшей эффективностью в решении данного рода проблем обладают профилактические программы, препятствующие появлению социально-опасного поведения. Они направлены на расширение возможностей, поиск наиболее правильного и принимаемого обществом способа поведения.

Основной трудностью, препятствующей переходу от деклараций к реальной психопрофилактической работе, является «принцип работы по обращениям», которым руководствуется большинство центров социально психологической помощи детям.

Другой стороной данной проблемы является сложившаяся устойчивая практика обращения к психологу только тогда, когда учителя, воспитатели или родители уже не могут справиться с обострившейся проблемой ребенка.

Профилактическая работа имеет три уровня:

  1. Первичная профилактика - работа со всем контингентом детей.

  2. Вторичная профилактика -  работа с детьми группы учебного и поведенческого риска.

  3. Третичная профилактика - работа  с детьми, имеющими социальную дезадаптацию или негативную форму адаптации (реабилитация).

Уровень третичной профилактики требует специальной подготовки и опыта в решении проблем, поэтому данная работа должна проводиться преимущественно в ПМС центрах. Школьный невроз, подростковый суицид, детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, ранние половые связи — эти проблемы только силами школьного психолога решены быть не могут. Однако школа может и должна делать гораздо больше для предотвращения этого. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить — это всем известная истина.

Педагог-психолог школы, который, как правило, только один из специалистов подобного рода в школе на 500— 1000 человек, должён быть ориентирован, прежде всего, на первичную профилактику, которая подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка.

Но следует признать, что психопрофилактическая работа является одним из «слабых звеньев» психологической службы отечественного образования. Ведь если что-то не случилось, трудно доказать эффективность проведенных предварительных мероприятий. Эта работа не всегда видна, а поэтому и неблагодарна.

Более эффектно, но отнюдь не всегда эффективно взять «больного» и лечить его, но в таком случае вне поля деятельности окажутся многие другие.

Результат профилактики проявляется только в сравнении состояния психолого-социальных проблем с теми же проблемами в другой школе, где данная работа не проводится, да и то через некоторое количество лет. Но современный руководитель школы должен запрашивать от своего психолога именно это перспективное направление деятельности.

Нельзя ставить перед психологом невыполнимых задач, заставлять его как можно скорее доказать, на что он способен. Необходимо надеяться, что психолог пришел в школу надолго. Администрации следует сформировать у коллектива установку, что психолог не гипнотизер, не волшебник, не все сразу может решить.

Например, такая деятельность, как коррекция, занимает длительный период. И диагностика, то есть выяснение причин проблемы, требует каждый раз разного времени — от нескольких минут до нескольких месяцев. Эффективность работы школьного психолога определяется, прежде всего, тем, насколько он можёт обеспечить основные психологические условия, способствующие наиболее гармоничному развитию учащихся.

Способы обеспечения могут быть разными. Самый широкий способ - «заразить» учителей желанием работать с детьми; уважая их личность. Таким образом, работа может идти через педагогов.

Выходить на подобную широкую арену деятельности могут позволить себе психологи, имеющие большой авторитет, большие профессиональные знания и хорошую поддержку администрации.

Поэтому психологи стремятся повышать свое мастерство. Понимающая администрация не препятствует этому, дает возможность психологу самосовершенствоваться. В обязательный для всех психологов методический день - среду - на различных уровнях - городском, окружном, муниципальном - проводится учеба. Посещаемость этих занятий высокая, ведь на них психологи получают не только знания, но и общение с коллегами, их поддержку.

Одним из действенных способов решения поставленных задач является так же взаимодействие психолога с сильными педагогами. Совместная работа по профилактике может и должна объединять также весь педагогический коллектив образовательного учреждения.

В свою очередь согласованные действия всех участников образовательного процесса и соответственно эффективность деятельности зависят от заинтересованности и мудрости руководителей школ, понимания общей ситуации в учреждении, регионе, стране.

Проблемы современной школьной психологической службы очень разнообразны. Но если разумно организовать работу школьной психологической службы, она может решать задачу психологического сопровождения образовательного процесса.

В основе психологического сопровождения лежит единство четырех функций:

  1. диагностика существа возникшей проблемы;

  2. информация о существе проблемы и путях ее решении;

  3. выработка плана решения проблемы;

  4. первичная помощь на этапе решения проблемы.

Принципы психологического сопровождения:

В центре внимания школьного психолога - проблемы обучения и поведения. Педагог-психолог может содействовать развитию всех сторон личности ученика; при этом педагог-психолог может подключить к этому процессу учителей и родителей.

Направлениями школьной психологической службы являются:

Предлагается несколько схем и планов, поясняющих работу школьного психолога (Приложение 1).

Рекомендации к работе к подпрограмме «Учитель»:

Рекомендации к подпрограмме «Родитель»:

Программа психологической работы с учащимися по выделению «группы риска» (приложение)

В « группу риска» входят следующие категории детей и подростков:

Анализ «трудных» учащихся показывает, что в них преобладают:

Для, того чтобы осуществлять работу с «трудными» детьми необходимо достаточно четко представлять типы неуспеваемости и трудновоспитуемости, знать психологические причины их возникновения.

Помочь подростку взрослеть – это, значит, научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных.

Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику.

И наряду с этим должна возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это одно из главных оснований родительского авторитета.

Основные направления работы с подростками «группы риска»

«Группа риска» - отклонение в поведении, прогулы, агрессивное поведение, правонарушение.

Работа ведется по трем направлениям:

  1. Выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»).

После индивидуального обследования составляется программа работы с детьми, как правило, программы создаются на основе блока игр.  Целью индивидуального курса реабилитации является: обеспечение психологического комфорта в семейных условиях, помочь детям осознать свое «Я», повысить самооценку, снизить конфликтное состояние.

  1. Психологическое просвещение родителей.

  2. Коррекционно-развивающая работа.

Одним из важнейших моментов реабилитации является работа с родителями.

Цель работы с родителями: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гармонизация отношений в семье.

Задачи коррекции: Снижение претензиозности к ребенку, введение похвалы.

Важнейшим элементом работы с родителями является:

Психолог осуществляет, прежде всего, консультативную помощь по запросам родителей. Как правило, запросы сходны по своей тематике. Отметим, что индивидуальное консультирование родителей является самым энерго- и времязатратным процессом в работе психолога.

Формы работы с семьей детей «группы риска»:

Традиционные:

  1. Лекторий для родителей, организованный в режиме тематических выступлений на классных родительских собраниях.

  2.  Проведение «круглых столов» с учителями предметниками о детях «группы риска» с обязательными рекомендациями.

  3. Советы по профилактике правонарушений с присутствием родителей, учащихся ( «группы риска»), инспектора ОДН, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора школы.

  4. Индивидуальные консультации родителей детей «группы риска» по графику.

Нетрадиционные:

  1. Посещение на дому «трудных» семей и родителей.

Цель посещения найти контакт с родителями, необходимый для дальнейшей коррекционной работы. В зависимости от задач, посещения проводятся разными командами:

  1. Домашние беседы

Домашние беседы очень эффективны, т.к. родителям и детям в привычной, домашней обстановке даются новые позитивные способы общения, постепенно формируя продуктивные коммуникативные умения, и, как показывает опыт, помогает изменить отношение к внутреннему состоянию души.

Такая поддерживающая, принимающая позиция психолога служила с одной стороны, образцом, а с другой - помогала преодолеть сопротивление и активизировать процесс изменений.

Как только контакт установлен и родитель понял, что с ним общаются не только чтобы сказать, что сделано что-то плохо, но и оказать помощь, он готов к посещению школы.

После этого, вся основная работа перемещается в кабинет психолога.

  1. Консультативная и тренинговая работа с родителями и детьми «трудной семьи» (темы родительских чтений и «Программ работы с родителями» в приложении)

  2. «Социальный патронат» семьи, ребенка-как форма поддержки.

  3. Привлечение родителя(лей) к участию во внеклассных мероприятиях, в том числе родительских собраниях и неформального объединения «Семейный клуб»

Время прохождения реабилитации не менее шести месяцев.

Литература

  1. С.В.Кривцова, Е.Ю.Патяева «Семья- искусство общения с ребенком». Министерство образования Московской области 2008г.

  2. С.С.Столина, О.В.Карабанова «Программа работа с родителями» Москва 2004г.

  3. Практикум по социально-психологическому тренингу 2-е издание, испр. и допол. Под редакцией Б.Д.Барыгина. С.П.б. СП Г У П М, 1997г.

  4. К.Рудестам Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. Ст. Л.П.Петровской.2-е изд., М. Прогресс 1993г.

  5. А.С.Прудченков. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М-1991г.

  6. М.В.Маленкова Человековедение (программа и методические материалы), М., ТОО «Интел Тех», из-во «Знание» Россия - 1993г.

  7. Р. Фишер, У.Юри Путь к согласию, или переговоры без поражения /Пер. с англ. А.Гореловой., М., Наука, 1990г

  8. Г.Н.Латушко Развитие личностного целеполагания учеников. Практична психология, та социальна робота, Харьков , №1 - 1999г.

  9. Методический журнал для школьной администрации «Управление школой» № 16, август 2005г.

  10. Методический журнал «Практика административной работы в школе»№4 за 2004г.

К оглавлению

Hosted by uCoz