Назад

Приложение 1

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я.ВАРГА, В. В.СТОЛИНА)

Назначение и содержание

Тест-опросник родитель¬ского отношения (ОРО) представляет собой психодиаг¬ностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за пси¬хологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система раз¬нообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

  2. «Кооперация» — это социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
    Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

  4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

  5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок становится неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

 Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значи¬тельно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре¬альных жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ре¬бенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим' ребенком

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, ко¬торые, кроме презрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

  17. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

  18. Я принимаю участие в своем ребенке.

  19. К моему ребенку «липнет» вес дурное.

  20. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

  21. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  22. Я жалею своего ребенка.

  23. Когда я сравниваю своего ребенка с его сверстниками, он кажется мне взрослее по поведению.

  24. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

  25. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет, и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  26. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

  27. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всем того, что мне не удалось в жизни.

  28. Родители должны приспосабливаться к ребенку, и не только требовать этого от него.

  29. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка

  30. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

  31. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

  32. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  33. Я всегда считаюсь с ребенком.

  34. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

  35. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

  36. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

  37. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

  38. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

  39. Я разделяю увлечения своего ребенка.

  40. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

  41. Я понимаю огорчения своего ребенка.

  42. Мой ребенок часто раздражает меня.

  43.  Воспитание ребенка сплошная нервотрепка.

  44. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  45. Я не доверяю своему ребенку.

  46. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  47. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

  48.  В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  49.  Я разделяю интересы своего ребенка.

  50.  Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  51. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

  52. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  53. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  54. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

  55. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  56. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Обработка и оценка результатов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение. Социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизааия). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц.

Ключи к опроснику

  1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55. 56.

  2. «Образ социальной желательности поведения»: 6, 9,21,25,31,34,35,36.

  3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

  4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48,50.

  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54.

Назад

Hosted by uCoz