Назад

Пояснительная записка

к учебному плану по дополнительным платным образовательным услугам

МОУ «Лицей № 5» г. Подольска

на 2013 – 2014 учебный год

 

Учебный план создан на основе документов:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями Комитета по образованию Администрации г. Подольска Московской области (пункт 1.5, 1.6);

- Устав лицея;

- Программа развития МОУ «Лицей № 5».

Учебный план обеспечивает достижения следующих целей:

- предоставить каждому обучающемуся возможность удовлетворить свои образовательные потребности и интересы;

- обеспечить уровень образования, соответствующий современным социальным требованиям.

Структура учебного плана отражает законодательно закрепленный приоритет интересов учащихся.

Планирование каждой ступени обучения имеет свои специфические функции, связанные с концепцией развития нашего образовательного учреждения:

- начальные классы – создание условий для личностного развития обучающегося, характеризующегося доминирующими потребностями к творческому познанию и преобразованию себя и окружающей действительности;

- 5-9 классы – усиление степени новизны, мотивирующего и развивающего потенциала учебных предметов;

- 10-11 классы – создание условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их ряду предметов.

В соответствии с поставленными целями учебный план обеспечен программами разной направленности.

I. Программы, направленные на повышение интереса к образовательной области представлены кружками и курсами:

- кружок «Занимательная история» для 2 – 4 классов. Во время занятий перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трем направлениям, которые духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: «Человек и его взаимоотношение с природой», «Человек и его семья», «Человек и история его народа».

- кружок «Занимательная история» для 9 классов. Программа основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культуроло­гическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений. Курс имеет интегриро­ванный характер, включающий в себя сведения о разных видах искус­ства и литературы. В его основу поло­жена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации до начала XX в.

 

- курс «Избранные вопросы языкознания» для учащихся 5-7 классов направлен на развитие интереса к учебному предмету. Нетрадиционная форма подачи материала (игры, грамматические задачи, кроссворды) помогает поддерживать этот интерес. Спецкурс призван помочь учителю выявить индивидуальные склонности, стремления и вкусы детей, способствует осознанию детьми значения языка в жизни общества:

- кружок «Наглядная геометрия» для 5-6 классов. Основными целями кружка являются:

1. Формирование интереса к изучению геометрии;

2. Знакомство с геометрией как с инструментом познания и преобразования окружающей действительности;

3. Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование логического мышления;

4. Приобретение навыков работы с чертежными инструментами.

- кружок «Занимательная биология» для учащихся 6-7 классов. Программа содержит занимательный материал по биологии. Занятия проводятся в основном в форме игры, учащиеся имеют возможность в яркой и увлекательной форме расширить и углубить свои знания, научиться использовать их на практике. Кроме увлекательных игр, некоторые занятия проводят в форме конференций и путешествий.

II. Программы, развивающие практические умения и навыки.

- кружок «Занимательная физика» для учащихся 7-8 классов. Основными задачами являются ознакомление с важнейшими путями и методами применения физических законов и явлений на практике и основными направлениями научно-технического прогресса, развитие интереса к современной технике и производству. Основная цель – дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомится с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

- курс «Решение физических задач повышенной сложности» для учащихся 9-11 классов. Цель данного курса является формирование практических умений работать со школьной физической задачей. При наборе задач большее внимание, чем в основном курсе, уделяется задачам технического и краеведческого содержания, занимательным и экспериментальным задачам.

- кружок «Основы программирования» для учащихся 8 классов. Направлен на практическое освоение техники работы и обработки графической и текстовой информации. Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

- курс «Компьютер в делопроизводстве» для учащихся 10-11 классов. Позволяет отработать пользовательские навыки работы с компьютером, красиво и грамотно оформить реферат, сочинение, доклад, курсовую работу и т. д., познакомить с правилами оформления документов при помощи компьютера – вести деловую переписку, заполнять бланки, оформлять служебные документы, заявления и пр.

- курс «Практическая стилистика». Основной задачей курса стилистики является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства учащихся речи. Изучение данного спецкурса должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа спецкурса предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся.

III. Программы, развивающие творческие способности представлены:

- кружком «Декоративно-прикладное творчество» для учащихся 1-4 классов. Программа кружка дополняет программу общеобразовательной школы. Отличие от дисциплины «Технология» общеобразовательной школы в том, что на занятиях дается углубленное изучение некоторых материалов, их свойств и качеств, а также область применения и технология изготовления изделий из этих материалов, которые не затрагивает общее образование. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими техниками обработки материала, как айрисфолдинг, декупаж, изонить, квиллинг, скрапбукинг, торцевание, флористика, печворк. Актуально еще одно направление кружка - работа с бросовым материалом.

- студией «Имиджелогия». Содержание занятий ориентировано на практическое овладение эффектом «личного обаяния», на обучение навыкам самопрезентации, техники подачи себя. В процессе занятий учащиеся приобретут общие сведения об имиджелогии, основы знаний по гигиене лица и ухода за волосами, конкретные навыки «конструирования» мимики, постановки улыбки, информативного телосложения и элегантности манер, поведенческого этикета – официального и бытового.

IV. Программы, связанные со здоровьесбережением.

- секция «Психогимнастика». Программа тренинга является интеграцией идей, принципов и методик известных профессионалов в области социально-психологического тренинга и конфлоктологии и разработана для учащихся 6-10 классов. Цель тренинга: познакомить учащихся с практическими умениями самоанализа и самооценки своего психологического самочувствия и оценки психологического климата в спортивной команде. Задачи тренинга: формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью; овладение навыками разработки индивидуального психологического режима, умений подбирать и планировать физическую нагрузку; овладение навыками регуляции психологического состояния организма; научить основам психологического аутотренинга с использованием физических упражнений.

Сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более общее психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста. В материалах программы нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин - физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога Ю.Ф.Змановского и др. Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой заданы в программе, носит ярко выраженный творческий характер. Общая цель работы состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Эта часть программы рассчитана на учащихся 1 - 4 классов.

V. Программы, углубляющие и дополняющие содержание предметов учебного плана лицея:

- курс «Решение задач повышенной сложности по математике» Основными целями курса являются: формирование интереса к изучению алгебры и геометрии; овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности.

- курс «Дополнительные главы математики». Преподавание спецкурса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового уровня, так и включение в программу дополнительных разделов. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно- теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое место занимают задачи, требующие применения знаний учащихся в незнакомой (нестандартной) ситуации, творческого применения знаний и умений. Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике, с другой - восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию углубленного изучения необходимую целостность.

- курс «Деловой русский язык» для учащихся 10-11 классов. В предлагаемом курсе приводятся основные понятия делового общения, дается представление о языке и стиле речи, в особенности об официально деловом стиле; излагаются вопросы составления деловых писем, культуры устного делового общения, психологии делового общения; формируются лингвокультурные компетенции каждого ученика.

- курс «Избранные главы географии» для 10-11 классов. В основу данного курса положено содержание программы курса «Этнология и этнография», составленная на кафедре факультета экономической географии авторами А. А. Лобжанидзе, Д. В. Заяц. В программе рассматриваются следующие проблемы: изменения произошедшие в национальной политике; изменение подходов в методологии общественных наук России, необходимость усиленного внимания к вопросам этнических процессов в свете обострения угроз, которые несут мировой системе взаимоотношение этнические и религиозные экстремистсике группировки.

- курс «Избранные главы биологии» для 10-11 классов. Большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе на те основы биологии, которые изучали несколько лет назад, а это необходимо при подготовке к единому государственному экзамену по биологии. Данный курс расширяет и систематизирует знания учащихся по теме «Биология растений, грибов, лишайников», рассматривает основные общебиологические понятия и законы на примере растительного организма. Большое внимание в курсе уделяется лабораторно-практическим работам, проведению самостоятельных исследований и творческих работ.

 

 Директор МОУ «Лицей № 5»                                        Е. И. Клевцова

 

 

Назад