Назад

Аналитический отчёт МОУ «Лицей №5»

за 2012-2013 год

 

Школьное образование представляет самый ответственный этап обучения человека и является решающим фактором   индивидуального успеха. Именно от того насколько современным и интеллектуальным является общее образование, зависит благосостояние детей.

Цель данного анализа: подвести итоги деятельности, оценить результат управления, изучить проблемы с последующим построением блока целей следующего учебного года.

Для определения результатов деятельности коллектива школы  за прошедший год была проведена систематизация материалов оперативного и тематического видов анализа.

         В 2012-2013 учебном году работа педагогического коллектива лицея была направлена на реализацию следующих задач:

1. Сохранить достигнутый уровень качества базового и дополнительного образования;

2. Продолжить формирование системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика;

3. Создать условия для успешного осуществления задачи сохранения здоровья;

4.Повышать уровень педагогического мастерства.

 

Задача 1. Сохранить достигнутый уровень качества базового и дополнительного образования.
Итоги успеваемости и качества знаний лицеистов  (2012 -2013 уч. год).

 

 

всего учащихся

успевают

не успевают

успеваемость

отличники

хорошисты

качество

Всего 1-4 классы

400

297

0

100%

55

145

67%

Всего 5-9 классы

419

419

0

100%

45

153

47%

Всего 10-11 классы

92

92

0

100%

10

39

53%

Итого

911

911

0

100%

110

347

50%

 

Анализ итогов единого государственного экзамена показал, что учащиеся продемонстрировали знания и умения, определенные образовательными стандартами (подробно в анализе итоговой аттестации).

 В этом году для учащихся 5-х и 6-х классов был предложен тест, присланный ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», состоящий из двух частей: в первой части нужно было выбрать один из четырех предложенных вариантов ответов, во второй части нужно было записать  ответ на задание в отведенное на это место. Всего было в 5-х  и 6-х классах  было по 24 задания. Ребята показали хорошее знание предмета, качество знаний- в 5-х классах -62 %,средний балл-17,1,по городу-14,82,по региону-13,89;в 6-х классах-56%.

С целью повышения качества образования педагогический коллектив внедряет передовые педагогические технологии; их изучение, обмен опытом осуществлялось на заседаниях ШМО, педагогических советах. Использование эффективных образовательных технологий (интерактивной, проектной, информационно-коммуникационной, личностно-ориентированной и др.) и повышение педагогического мастерства - главное направление работы педколлектива лицея на пути к повышению качества образования.  

В своей деятельности учителя школы используют вариативные учебные программы, электронные учебные пособия, интернет-ресурсы, реализуют общеобразовательные программы с учётом требований государственных образовательных стандартов, выбирают активные формы и методы обучения и воспитания.

Качество знаний учащихся – это один из важных показателей работы классного коллектива учащихся во главе с классным руководителем, поэтому и в новом учебном году качеству знаний и координирующей работе классных руководителей будет уделяться большое внимание.

Психологом и социальным педагогом проводилась работа по следующим направлениям: диагностическому, просветительскому профилактическоему, консультативному. Диагностическая работа направлена на решение следующих проблем: адаптация к школьным  условиям первоклассников, снятие эмоционального напряжения (5 кл.), уровень развития познавательной сферы учащихся (4, 6 кл.), определение коммуникативных навыков (7 кл.), готовность будущих первоклассников к школе, профессиональная направленность учащихся (8-11 кл.). Коррекционно-развивающая работа – преодоление трудностей в обучении по предметам; снятие эмоционального напряжения в период подготовке к итоговой аттестации. Консультирование с целью оказания психологической помощи в проблемных ситуациях и др.

Результаты, проведённых диагностических процедур и сопоставительного анализа успеваемости, показывают необходимость в усилении практической направленности уроков, совершенствовании учителями педагогических знаний, знаний психологии, изучении и обмене опытом.

Система оценки качества образования через независимую проверку знаний (ЕГЭ, ГИА) определяет также необходимость:

- совершенствовать работу школьных методических объединений учителей в условиях внедрения новой формы проведения итоговой аттестации;

- продолжать внедрять тестовые технологии, использовать в учебном процессе при осуществлении контроля  контрольно-измерительные материалы, соответствующие структуре ГИА и ЕГЭ.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности учащихся. Система дополнительного образования в нашей школе предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. 238 человек охвачены дополнительным образованием

Занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования за 3 года.

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

ДЮСШ

65

70

70

Кружки и секции

241

222

238

Школа искусств

68

62

100

 

Увеличение в 2012-13 учебном году охвата учащихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью произошло благодаря:

- проведению социологического опроса учащихся и родителей;

- созданию банка данных по мотивированным и одаренным детям;

- улучшению материальной базы школы;

- введение информацинно-коммуникативных технологий в систему дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности учащихся:

1.Предметные и тематические кружки.

2.Научная и проектно-исследовательская деятельность учащихся.

4. Спортивные секции.

5. Хоровая  студия.

В школе есть  хоровая студия, работающая уже не первый год. Ребята, посещающие занятия  традиционно участвуют в школьных концертах и с нетерпением ждут следующей возможности выступить. Такие занятия и выступления помогают учащимся почувствовать себя более уверенными, востребованными, особенно, если в других областях они не так удачны. Доброй традицией является совместная работа с ДК им. К.Маркса. Во время каникул организуются интересные, познавательные и развлекательные программы, спектакли, концерты для учеников. Особенно любят посещать эти мероприятия учащиеся начальной школы.

Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.

Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребенка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании

 

Задача 2. Продолжить формирование системы обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика.

          Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Поэтому организация работы с одаренными детьми является важным направлений деятельности нашего образовательного учреждения.

Основными условиями успешной деятельности является создание и постоянное совершенствование системы работы с одаренными детьми.

С целью установления уровня выполнения  данной задачи были проанализированы:

- результаты олимпиад и итоги участия в различных конкурсах;

- состояние внеурочной деятельности по материалам самоанализа учителей;

- уровень реализации личностно-ориентированных технологий в учебно-воспитательном процессе;

-результаты социологических опросов и психологических тестов по данной тематике.

 

Сопоставительный анализ качественных и количественных показателей результатов олимпиад разных уровней и показателей работы с учащимися, проявляющими различные способности, позволяет сделать следующие выводы:

-            выросло число победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников;

-             повысился уровень участия и интерес учащихся к школьному этапу олимпиады;

-             прослеживается положительное влияние индивидуальной работы с учащимися на результативность участия в олимпиадах;

 

Предмет

Количество победителей

Количество призеров

Количество учащихся школьного этапа

Английский язык

4

-

8

Астрономия

2

7

50

Биология

6

6

41

География

3

4

63

Информатика

3

-

154

История

6

3

61

Литература

4

8

15

Математика

6

5

178

Общество

5

6

180

ОБЖ

4

4

117

Право

3

2

31

Русский язык

7

-

70

Технология

7

-

62

Физика

5

-

29

Физическая культура (девочки)

4

8

23

Физическая культура (мальчики)

2

4

32

Химия

3

1

29

Экология

3

-

7

Экономика

-

5

34

Основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний

1

2

22

Духовное краеведение Подмосковья

1

1

5

Мировая художественная культура

2

-

4

Всего

81

66

1215

 

Список победителей и призеров муниципального этапа
всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным
предметам
2012-2013 учебного года

 

ФИО ученика

Класс

предмет

ФИО учителя

статус

Виноградова Камилла Вадимовна

4

математика

Логинова Галина Сергеевна

Призёр

Виноградова Камилла Вадимовна

4

окружающий мир

Логинова Галина Сергеевна

Призёр

Виноградова Камилла Вадимовна

4

русский язык

Логинова Галина Сергеевна

Призёр

Носырева Александра Андреевна

8

английский язык

Бурмистрона Елена Эдуардовн

Призёр

Васильева Алёна Вячеславовна

5

астрономия

Тесницкий Анатолий Николаевич

Призёр

Прохватаева Дина Вячеславовна

7

астрономия

Тесницкий Анатолий Николаевич

Призёр

Авалян Лиана Арменовна

11

астрономия

Тесницкий Анатолий Николаевич

Призёр

Прохватаева Дина Вячеславовна

7

биология

Степина Ольга Петровна

Победитель

Роговая Мария Ильинична

7

биология

Степина Ольга Петровна

Призёр

Драгунова Анастасия Витальевна

10

биология

Степина Ольга Петровна

Призёр

Самородов Александр Владимирович

9

географии

Кенегесова Тамара Турехановна

Призёр

Самусев Арсений Николаевич

7

духовное краеведение Подмосковья

Зайцева Галина Алексеевна

Призёр

Мосолова Анастасия Игоревна

7

духовное краеведение Подмосковья

Зайцева Галина Алексеевна

Призёр

Прохватаева Дина Вячеславовна

7

литература

Плясова Галина Николанна

Призёр

Мамушкина Полина Григорьевна

7

литература

Костюшева Людмила Владимировна

Призёр

Ванеева Наталья Александровна

10

литература

Костюшева Людмила Владимировна

Призёр

Мамушкина Полина Григорьевна

7

математика

Швец Зухра Сагидовиа

Победитель

Сомов Павел Евгеньевич

7

математика

Нейман Ольга Игоревна

Победитель

Лаврова Алина Сергеевна

7

математика

Швец Зухра Сагидовна

Призёр

Горнова Александра Валерьевна

10

МХК

Мищенко Марина Николаевна

Призёр

Ольшанова Елена Александровна

8

ОВЖ

Зайцева Галина Алексеевна

Призёр

Лаврова Алина Cepгеевна

7

ОБЖ

Зайцева Галина Алексеевна

Призёр

Ашимова Мэримгул Асилбековна

8

обществознание

Щенина Ольга Геннадьевна

Призёр

Личагин Иван Константинович

9

обществознание

Понасюк Елена Олеговна

Призёр

Кашпор Ксения Николаевна

10

основы предпринимательской деятельности

Щенина Ольга Геннадьевна

Победитель

Самусев Арсений Николаевич

7

ОПК

Зайцева Галина Александровн;

Призёр

Мамушкина Полина Григорьевна

7

русский язык

Костюшева Людмила Вдадимг

Призёр

Драгунова Анастасия Витальевна

10

русский язык

Костюшева Людмила Влатимг

Призёр

Овсянников Андрей Сергеевич

8

технология

Макаров Владимир Михайлович

Победитель

Валерьянова Валерия Витальевна

8

технология

Мищенко Марина Николаевна

Победитель

Макарова Анастасия Геннадьевна

10

технология

Мищенко Марина

Победитель

Прохватаева Дина

Вячеславовна

7

физика

Тесницкий Анатолий Николаевич

Призёр

Касьян Захар Александрович

9

физическая культура

Кальмук Александр Богданович

Призёр

Огнев Кирилл Андреевич

11

физическая культура

Кальмук Александр Богданович

Призёр

Половинко Тамара Сергеевна

8

физическая культура

Маслова Марина Сергеевна

Призёр

Багмет Виктория Дмитриевна

9

физическая культура

Крючков Александр Германович

Призёр

 

Таким образом, 7 человек стали победителями городского этапа Всесоюзной олимпиады школьников, а 29 – призерами. 2 ученика стали призерами регионального этапа. Нужно отметить позитивные результаты в работе с одарёнными детьми педагогов: Тесницкого А.Н., Мищенко М.Н., Зайцевой Г.А., Костюшевой Л.В., Степиной О.П., Швец З.С.

Анализ участия учащихся лицея в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах показывает, что в коллективе имеется довольно значительное количество одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.).

Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, методических семинарах, в ходе которых обозначались направления работы коллектива в следующем учебном году по реализации подпрограммы «Одаренные дети». Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы. .

Надо отметить, что в этом учебном году учащиеся лицея проявили большую заинтересованность к участию в научно-практических конференциях разного уровня.

·                    Городская научно-практическая конференция «Открытие» -3 человека;

·                    Городская научно-практическая конференция «Шаг в науку» -2человека (Апенько Елизавета, Горбачёва Софья);

·                    Городская экологическая конференция -1 человек(Прохватаева Дина );

·                     Городской конкурс «Ученик года» -1 человек (Драгунова Настя) ;

·                    Региональная научно-практическая конференция «Социальный проект»-1человек (Драгунова Настя) .

В марте 2012 года состоялась научно-практическая конференция с участием учащихся лицея, на которой подводились итоги исследовательской, проектной деятельности лицеистов. Всего 23 ученика под руководством учителей проводили эксперименты, вели наблюдения, обобщали, систематизировали научные материалы, конструировали модели. На конференции были  представлены 5 лучших проектов. В этом учебном году были подобраны интересные темы исследовательских работ, выступления были тщательно продуманы, учащиеся проводили опыты, доказывали свою точку зрения, были знакомы с современным состоянием проблемы, которую они освещали.

Работа по организации и проведению исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет с осторожным оптимизмом, прогнозировать положительные тенденции развития данного направления деятельности.

Совершенствуя в соответствии с Концепцией модернизации образования учебно-воспитательную деятельность, школа для развития личностных качеств учащихся использует различные направления работы, главными из которых являются:

 - Воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость, воспитание ценности дружбы и товарищества, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

Ежегодно в школе проходит месячник оборонно- массовой работы. Основные мероприятия этого учебного года были посвящены 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. Был разработан и утвержден план мероприятий, посвященный 68-ой годовщине Победы. В течение учебного года проходила акция «Как живешь, ветеран?» Учащиеся 5-8 классов оказывали шефскую помощь ветеранам ВОВ, работникам тыла и престарелым, приглашали ветеранов на классные часы, организовали поздравительную почту. Старшеклассники вели поисковую работу и оформили уголок Боевой Славы в музее лицея. Во всех классах лицея прошли встречи с ветеранами Совета ветеранов города.

В феврале в день вывода советских войск с территории Афганистана учащиеся 8 Б класса, классный руководитель Кенегесова Т.Т., провели торжественную линейку у памятной доски воина-интернационалиста, выпускника лицея, Пономарева Сергея, погибшего в Афганистане. Ребята читали стихи, возложили цветы, встретились с воинами-интернационалистами. Будущие выпускники пригласили воинов – интернационалистов на урок мужества.

В феврале к празднику «День защитника Отечества» в лицее были организованы спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики». И старшие, и младшие показали ловкость, силу, дисциплинированность, сноровку. Поболеть за ребят в спортивный зал пришли девочки, классные руководители, родители. Соревнования всем понравились.

В целях совершенствования патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики и в рамках подготовки к празднованию 68-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Совет музея школы под руководством Горшковой А.П., Масловой М.С. (зам директора по ВР), Панасюк Е.О. (учитель истории) разработали план по обновлению Уголка боевой славы. Согласно плану в сентябре была объявлена акция «Салют, Победа!».  Были организованы рабочие группы, которые проводили поисковую работу по следующим направлениям:

· Наши земляки на страже Родины

· Учителя-участники ВОВ

· Дети войны и труженики тыла

· Наши выпускники-воины-интернационалисты

· Ветераны рядом с нами (ветераны, проживающие на сегодняшний день)

В ходе акции была проведена огромная работа. Каждый класс получил задания по конкретным направлениям. Поисковые группы ознакомились с архивными данными об участниках ВОВ на территории города Подольска и района,  встречались с ветеранами, с родными и близкими погибших воинов. Ребята посетили те семьи, где ветераны умерли в мирное время, оформили  содержательный альбом о воине-интернационалисте Пономареве Сергее. Одна из поисковых групп, учащиеся 10 а класса, подготовили видеоматериалы:

-встреча с родителями воинов-афганцами с подробным рассказом о сыновьях;

-встреча с учителем Козловым А.А...;

- видео-урок «Солдатские песни»

Также достойное место в Уголке боевой славы занял материал другой поисковой группы «Учителя - участники ВОВ». Посетители музея, учащиеся нашего лицея и гости, в первую очередь обращают внимание на буклеты и папки, где содержится полный рассказ об учителях-участниках войны Горшкове Н.М., Козлове А.А., Пономаревой З.И.

Рядом с нами живут дети войны. О них, о тружениках тыла собирала материал третья поисковая группа. Они помнят войну, их рассказы, записанные ребятами, никого не оставляют равнодушным. Большой вклад в создание Уголка Боевой Славы внесли все учителя школы, которые на протяжении многих лет вместе с учащимися собирали фотографии, воспоминания участников войны, документы и реликвии Великой Отечественной войны. На базе Уголка боевой славы регулярно проводятся встречи с ветеранами, классные часы, конкурсы чтецов. Актив Уголка ведет экскурсионную и лекционную работу.

Не прекращается поисковая работа. Учащиеся лицея записывают воспоминания ветеранов войны, тружеников тыла - жителей города Подольска. На основе этих документальных свидетельств, трудного и героического времени ведется работа над составлением рукописной книги « И помнит мир спасенный».

Учащиеся лицея приняли участие в организации и проведения празднования Дня Победы.

- Митинги на площади Славы и мемориале Красная горка;

-Поздравление ветеранов, вручение памятных подарков и писем ( «Письмо ветерану»)

Классные руководители всех классов организовали и провели экскурсии в течение учебного года в рамках гражданско-патриотического воспитания, посетили музей города.

В декабре 2012 года в школе была организована Декада правовых знаний, в рамках которой проведены уроки «Права человека», посвященные 73 -летию со дня принятия генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, тематические классные часы «Я – гражданин России», интеллектуальные игры, заочные викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы по правовой тематике. Был оформлен стенд «Твои права».

Особое внимание в прошедшем году уделялось профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма: проведены классные часы с обучающимися, классные родительские собрания, рейдовых мероприятий с участием педагогов. По результатам анкетирования: 86 % учащихся школы считают, что овладели навыками толерантного поведения, установили толерантные взаимоотношения с семьей и социумом; 100% - не разделяют идейных взглядов экстремистских группировок, осуждают их деятельность.

В этом году уделялось большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В лицее традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Декады русского языка и литературы, математики, истории и других предметов проходили организованно, чему способствовала четкая ее спланированность, охватила более 700 учащихся лицея, активных участников, и практически всех детей, принявших участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турниров, олимпиадах, праздников, открытых уроков и др.

Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках лицея проходит при проведении следующих праздников:

- Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейки присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.

- Концерт, посвященный Дню Учителя и День самоуправления.

- Праздник «День Урожая». Проводится выставка плодов по различным номинациям, готовятся буклеты и газеты, выступления классов.

- Проведение «Осеннего бала» для начальной школы проходил в очень теплой и дружественной обстановке.

- Праздник мам, посвященный Дню матери проводили сами дети для своих мам и бабушек. На празднике звучали стихи, песни о мамах, а закончился праздник веселыми конкурсами, в которых участвовали и дети, и мамы.

- Новогодний спектакль – проходит в нетрадиционной форме. Учителя пишут сценарий и сами играют на сцене, привлекая старшеклассников. Это позволяет сблизиться друг с другом и наладить дальнейшее сотрудничество.

- Фестиваль военной песни «Я люблю тебя, Россия» в рамках месячника оборонно-массовой работы - в этом году приняли участие все классы. Классные руководители с ребятами готовили не только исполнение песни, но и инсценировку. Во время подготовки к фестивалю учащиеся узнали историю создания песни, просмотрели художественные и документальные фильмы о войне.

- Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы– праздник подготовили и провели старшеклассники, проявив свои творческие и организационные способности. Во время проведения праздника широко использовались ТСО.

- Празднование Дня 8 Марта- концерт талантливых и одаренных детей.

- Праздник «За честь школы» - чествование победителей и призеров предметных олимпиада, спортивных соревнований, конкурсов.

- Праздник Последнего звонка и выпускные вечера для 9 класса.

Для первоклассников совет школьного музея подготовил беседы и экскурсии по теме «История родного лицея».

Наши ребята участвовали в различных конкурсах, как в лицее, так и на уровне города, показывая высокий уровень знаний ,умений и творческих способностей .

Нельзя не отметить и работу школьного ученического совета. Члены Совета школы на заседаниях обсуждали планы мероприятий, оценивали прошедшие мероприятия. Силами учеников проводятся уроки. Безусловно, такие уроки не должны быть единичными, чтобы учащиеся смогли прочувствовать свои возможности и ответственность при проведении таких уроков. Эта работа позволяет выявлять у учащихся педагогические способности, что немаловажно для продолжения педагогических династий.

Проведение диагностических процедур показывает:

-            - уровень профессиональной компетенции педагогов позволяет в работе с учащимися использовать современные педагогические технологии.

-            на результаты обучения, развитие учащихся оказала влияние сложившаяся в школе система  внеурочной деятельности по учебным дисциплинам. Работали элективы, проводились предметные недели, индивидуально-групповые занятия.

Работа по организации и проведению исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет с осторожным оптимизмом, прогнозировать положительные тенденции в этом направление деятельности.

Проведенный психологической службой мониторинг:

-            выявил потребности учащихся в самореализации через активную творческую деятельность, в первую очередь через музыкальную, сценическую, художественное и декоративно-прикладное творчество;

-            показал, что не в полной мере созданы условия для развития комплекса индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих личную успешность  учащихся.

 

Задача 3. Создать условия для успешного осуществления задачи сохранения здоровья;

 В прошедшем году в данном направлении решались следующие задачи:

· пропаганда здорового образа жизни в семьях лицеистов;

· использование в УВП здоровье сберегающих технологий;

· работа по вовлечению учащихся в клубы, студии и спортивные секции;

· активное участие в городских спортивных мероприятиях;

· регулярное проведение оздоровительных и спортивных мероприятий в лицее;

· организация социальной и психологической составляющей  задачи сохранения здогровья

Результаты работы:.

В последние три года наблюдается положительная тенденция улучшения здоровья лицеистов. Это говорит о правильно расставленных акцентах в работе педколлектива.

Результаты прошедшего учебного года выше предыдущих лет:

а) на 2,6% стало больше учащихся с 1й группой здоровья;

б) увеличилось количество детей 2ой группы здоровья на 12 человек (на 1%);

в) число лицеистов в 3 группе здоровья уменьшилось на 3,6%;

г) в 4 группе один ученик.

Из материалов медицинского отчёта видно, что в унисон с группами здоровья растёт количество лицеистов занимающихся физической культурой в основной группе; стабильным остаётся список подготовительных групп по физкультуре; незначительно уменьшается состав группы ЛФК (на 1,5%).

Основные заболевания обучающихся в лицее прежние: болезни органов зрения, простудные заболевания и прочие заболевания. Родители больше внимания стали уделять здоровью детей, посещают консультации узких специалистов и, таким образом, выявляются новые заболевания. По сравнению с прошедшим учебным годом снизилось количество детей с заболеваниями органов зрения на 1,1%; опорно-двигательной системы увеличилось на 4%; резко возросло число детей с заболеванием органов дыхания на 1,8% ; снизилось количество простудных заболеваний на 1,3%. Уровню социального и психического здоровья мы должны уделить серьёзное внимание на семинарах классных руководителей и включить эту работу  в ежемесячную работу с классом.

 Одним из важнейших приоритетов работы педколлектива лицея является формирование потребности здорового образа жизни и создание условий для физического развития учащихся. В 2012-2013 учебном году в лицее проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, посвященные Международному Дню без табака, Всемирному Дню здоровья. Систематически организовывались круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с  Домом культуры им. К.Маркса, встречи со специалистами по проблемам бытовых отравлений, наркомании и алкоголизма, тематическая неделя «В здоровом теле – здоровый дух», акция «ЗОЖ». В лицее не было случая употребления алкоголя или наркотиков.

 В этом учебном году велась большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:

-Школьные соревнования по волейболу и пионерболу;

- Участие в городских соревнованиях по волейболу и футболу

-Участие в соревнованиях по  шахматам и шашкам;

- Школьные соревнования «Веселые старты»; «Папа, мама, я- спортивная семья», «А ну-ка, мальчики».

- Легкоатлетический кросс и легкоатлетическая эстафета.

- Участие в муниципальном этапе олимпиады по физкультуре.

При спортзале были оформлены и регулярно обновлялись стенды: «Режим дня школьника», «Наши награды», а также текущая актуальная информация- рекорды школы, олимпийская страничка.

В течение года в школе функционировал клуб физической культуры.

При работе с учащимися и родителями большое внимание уделялось проблеме физической подготовленности детей, недостаточной двигательной активности современных школьников, в связи с чем проводились учителями физкультуры беседы с родителями отдельных учащихся и выступления на родительских собраниях.

Особая роль отводилась системе тематических классных часов, лекции, бесед, формирующих потребность в валеологических знаниях и умениях, создающих условия для организации здорового образа жизни.

Выводы: Работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблемы здорового образа жизни на сегодня актуальна.

Задача 4.Повышать уровень педагогического мастерства.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в условиях модернизации образования в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

В 2012-2013 продолжалась работа над методической темой школы: «Совершенствование работы педколлектива по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся».

Решался следующий круг задач:

·            Продолжать работу над методической темой школы

·            Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению компьютерной грамотностью и новыми интерактивными методами обучения.

·            Активизировать работу школьного научного общества старшеклассников и создать банк данных по одаренным детям.

·            Продолжить изучение и внедрение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной педагогической деятельности.

·            Продолжить работу по обобщению передового педагогического опыта учителей школы.

Поставленные перед коллективом школы задачи реализовывались через повышение преподавателями научного, технологического уровня, педагогической и научно – методической квалификации, через совершенствование методик проведения учебных занятий, освоение педагогических технологий, через организацию самообразовательной работы, участие в работе семинаров, методических школьных объединениях учителей, педагогических советах.

 

1. Проведение педсоветов

Тематика педсоветов, материал, подобранный на обсуждение, форма проведения, принятые решения способствовали эффективности организации образовательного процесса, повышению уровня педагогического мастерства в обучении и воспитании учащихся, создавали ориентир на дальнейшую деятельность педагогического коллектива

В 2012-2013 учебном году были проведены педсоветы:

- по рассмотрению, корректировке плана работы школы (01.03.10;25.10.10);

- изучались, принимались обязательные решения по ряду нормативных документов.

Для координации деятельности методических служб школы были проведены тематические педагогические советы:

·           «Внедрение системы электронных журналов и дневников успеваемости учащихся в лицее» (30.08.12).

·           «Особенности организации учебной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС как инструмент интеграции общего и дополнительного образования» (09.11.12.).

·           «Проектная деятельность учащихся» (1101.13.).

Ряд педсоветов были посвящены подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

Педагогические советы принимали решения, обязательные к исполнению, вырабатывали рекомендации, определяли перспективы развития школы, планирование деятельности коллектива, вносили поправки в планы работы школы.

 

Для оказания методической помощи преподавателям в лицее были проведены  внутришкольные семинары:

«Методические основы использования разноуровневого и дифференцированного подходов к дозировке домашнего задания» (06.11.12)

«Коллективные формы работы и активные формы обучения» (27.03.13)

Активно, ярко прошли предметные недели научно - математического (13.12.-18.12.13) и естественного - научного направлений (17. 01 -24.01.2013).

В течение учебного года системно проводились мероприятия, которые способствовали обмену педагогическим опытом и приобретению необходимых умений, своевременному получению важной для профессиональной компетентности и для подготовки к квалификационной аттестации информации.

Плодотворно велась работа  школьных методических объединений.

М/О учителей предметов математического цикла.

В состав М/О входит 6 учителей.

М/О учителей естественно-математического цикла работало над общей темой «Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения».

Большое внимание уделяли повышению качества знаний учащихся за счет реализации принципа индивидуального подхода, организации самостоятельной работы учащихся по поиску необходимых материалов.

Результатом стало широкое участие учащихся в Международной  олимпиаде «Кенгуру» - 200 учащихся, но надо отметить, что число участников по сравнению с прошлым годом уменьшилось (257).

М/О учителей гуманитарного цикла

В состав входит 5 учителей.

Учителя гуманитарного цикла уделяют большое внимание повышению уровня мастерства, качества преподавания предмета. Совершенствование ведется через индивидуальную работу над темами самообразования, взаимообмен опытом на заседаниях, при проведении открытых уроков. Важное место занимает курсовая переподготовка. За учебный год 3 учителя истории и обществознания прошли полную переподготовку (108 часов), все учителя прошли краткосрочные курсы по подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ. Активную работу проявляли учителя гуманитарного цикла в работе методических конференций («Приемы развития мыслительной деятельности учащихся» - Архипова М.В., «Технология и методы развития у учащихся познавательной активности на уроках истории» - Панасюк Е.О., «Технология и методы развития у учащихся познавательной активности на уроках английского языка»).

Результатом активной работы по повышению заинтересованности учащихся в изучении иностранных языков, которую провели учителя – Гарнова О.В., Ерофеева Т.А. Косаринская Л.Н., можно считать увеличение числа участников в олимпиаде «Английский бульдог» (148чел.).

М/О учителей технологии и ИКТ

В состав М/О входит 7 учителей.

На заседаниях обсуждались вопросы:

- «Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии» - Мищенко М.Н.

 - «Технология создания портфолио» - Горбачёва Е.В.

             - «Использование метода интеллект – карт на уроках» - Синицына М.А.

Каждый учитель работает над темой самообразования. В рамках методического месячника провели открытые уроки Мищенко М.Н., Горбачёва Е.В., Синицына М.А.

Активно работают учителями технологии по развитию исследовательской, проектной деятельности учащихся, результаты это подтверждают:- Макарова А. - призёр областной олимпиады школьников по технологии - руководитель проекта Мищенко М.Н. два призёра научно-практической конференции «Шаг в науку» Апенько Е., Горбачёва С. – руководители соответственно Мищенко М.Н. и Горбачёва Е.В.;

М/О учителей физической культуры и ОБЖ

В составе МО учителей физической культуры и ОБЖ 4 человека.

Тема над которой работает М/О: «Пути повышения уровня здоровья учащихся посредством уроков физической культуры».

Реализация поставленных задач ведется через участия в школьных, районных, краевых конкурс, соревнованиях, посещение кружков и секций. Учителя физической культуры и ОБЖ продолжат решение задач:

- по профилактике травматизма;

- повышать двигательную активность учащихся;

- популяризировать здоровый образ жизни и вовлечение детей для занятий в спортивных секциях.

Результаты показывают необходимость в усилении практической направленности уроков, совершенствовании педагогических знаний, знаний психологии, изучении и обмене опытом.

М/О учителей естественных предметов, в его состав входит 6 человек.

Тема, над которой работает М/О: «Формы организации педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся». Правильно организованная работа  даёт хорошие результаты: ежегодно под руководством Стёпиной О.П. учащиеся лицея участвуют в различных конкурсах со своими проектами и исследованиями. В 2013 году Прохватаева Дина стала победителем в конкурсе экологических проектов. 

М/О учителей начальных классов

М/О учителей начальных классов включает 14 учителей.

Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей – единомышленников. В этом году преподаватели повышали свой профессиональный уровень, посещая курсы по теме «ФГОС как система образовательных требований». Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретённым опытом со своими коллегами. Активное участие педагоги приняли в теоретических семинарах «Внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий» (Финченко Т.А.), «Проектная деятельность школьников» (Луговская А.М.). Создана и работает рабочая группа по отработке ФГОС, продолжалась работа по разработке рабочих программ. На заседаниях МО изучались методические письма, материалы ФГОС, проводились инструктивно – методические совещания, круглые столы, консультации и беседы с учителями и учащимися, малые педсоветы; проводились  обобщение, изучение и внедрение передового педагогического опыта, творческие отчёты о проделанной работе за определённый период. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО: организация работы с одарёнными детьми, проведение предметных олимпиад во 2-х, 3-х, 4-х классах, обеспечение качества знаний учащихся  начальной школы через оптимизацию, вариативность, дифференциацию, индивидуализацию учебного процесса. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя начальных классов в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки своих коллег. Учителя работали в тесном контакте с учителями – предметниками, с психологом, с социальным педагогом, учителем-логопедом, что существенно отразилось на качестве обученности детей начальной школы.

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в лицее работает МО классных руководителей, проводятся семинары с социальными педагогами и  психологами лицея, проходят педсоветы по проблемам воспитания. В школе работает 34 классных руководителя. У каждого есть свои особенности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приемы работы. В этом учебном году классные руководители очень ответственно подошли к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год. Так, например, хорошо налажена работа с детьми по проведению внеклассных мероприятия у Конкиной А.В( 3 А), Логиновой Г.С. (4 А). Степина О.П. работает по программе «Толерантность» и провела для классных руководителей школы мастер-класс «Зеленый цвет. Общение с природой». Также открытый классный час «Маленькие дети большой войны» провела классный руководитель 11 А класса Панасюк Е.О. Хорошо отлажена система общения с родителями, экскурсионная работа у Сгибневой О.В.(6 А), Рештаненко Т.М..(5 А). Индивидуальный подход имеют в своей работе Ярошевская Г.И. (9 В ), которая работает по программе ЗОЖ, провела мастер-класс для классных руководителей школы «Сломай сигарету пока сигарета не сломала тебя». Активно работают учителя начальной школы, да это и объясняется тем, что они все время находятся с детьми. А воспитание самых первых шагов в школе сказывается на дальнейшей жизни классного коллектива. Хорошую работу классных руководителей администрация школы всегда отмечает.

В течение прошедшего учебного года проведено 4 заседания МО классных руководителей. Члены методического объединения посещали открытые классные часы и внеклассные мероприятия.

 

Цель посещения открытых классных часов и внеклассных мероприятий членами МО:

1. Знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий, повышающих роль органов ученического самоуправления в классе.

2. Знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий и методами работы с учащимися, помогающими осуществлять принцип индивидуального подхода к учащимися в воспитании.

3. Знакомство с формами и методами проведения личностно-ориентированного классного часа или внеклассного мероприятия.

4. Многие классные руководители повышают своё мастерство путем знакомства с новинками педагогической литературы, передовым опытом, внедрения в свою работу новых форм и методов работы с детским коллективом.

В марте 2013 были проведены педагогические чтения, на которых от каждого ШМО были представлены доклады. Все учителя написали методические работы по самообразованию, однако недостатком некоторых методических работ является излишнее увлечение теорией и малым описанием личного опыта по выбранной теме.

В ходе изучения и диагностики профессиональных качеств учителей были выявлены следующие особенности нашего коллектива: хорошее знание предмета, творческое отношение к работе, стремление к новому в методике и психологии обучения. Но вместе с тем неудовлетворённость результатами обучения: с одной стороны, учителя озабочены тем, как дать обязательный минимум всем учащимся. С другой стороны, дать глубокие знания. Решение данной проблемы возможно при овладении учителями школы новыми, современными технологиями. Этому уделяется особенное внимание в нашей школе в течение нескольких лет. При этом отмечается, что учителя владеют программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся на современном уровне, формируют у школьников навыки самостоятельной работы, умеют создавать психологически комфортные условия, обеспечивают эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и склонностей, умеют комплексно применять различные средства обучения, в том числе и технические, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материала.

По результатам посещения уроков отмечается высокое методическое мастерство учителей, а именно:

1) владение технологией проведения как традиционных, так и нетрадиционных уроков;

2) соответствие применяемых форм и методов работы содержанию урока;

3) владение технологией личностно-ориентированного, дифференцированного обучения;

4) владение приемами активизации познавательной деятельности учащихся, приемами повышения мотивации к изучению предмета;

5) систематичность, разнообразие, продуктивность используемых тренировочных упражнений;

6) владение разнообразными формами подачи нового материала, контроля знаний (фронтальный опрос, беседа, постановка проблемного вопроса, самостоятельная работа, работа в больших и малых группах, проектные виды деятельности и т.д.).

Однако  следует отметить, что учителя теоретически владеют технологиями проведения личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, однако на практике эта работа осуществляется на не достаточном уровне. Слабо организуется работа на уроке с различными группами учащихся, как  индивидуальная, групповая работа со слабоуспевающими. Курсовую переподготовку в 2010-2011 учебном году прошли 9 учителей.

Позитивные изменения в современной школе связаны с инновациями. В процессе инновационной деятельности реализуется цель создания необходимых условий для превращения школы в саморазвивающуюся систему, характеризующуюся новым качеством образования, которое формируется на основе достижения обучающимися необходимого для успешной социализации уровня ключевых компетенций.

Содержание инновационной образовательной деятельности лицея:

·                     Совершенствование методической работы;

·                     Дифференциация обучения, личностно-ориентированный подход, профильное обучение;

·                     Активизация учебного процесса (изменение содержания учебных программ, внедрение новых программ, обновление содержания образования, развитие информационной и коммуникативной культуры обучающихся);

·                     Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

·                     Научно-исследовательская деятельность учащихся;

·                     Внедрение здоровьесберегающих технологий;

·                     Проблемное обучение

 

 

Выводы:

В основном поставленные перед педколлективом школы задачи были выполнены.

Школа успешно прошла в 2013 году лицензирование. Выросла активность учителей, их стремление  к творчеству. Методическая служба школы способствовала решению приоритетных психолого-педагогических проблем, обеспечению высокого методического уровня проведения всех видов занятий.

Но важным направлением, требующим дальнейшей работы является создание прочной базы знаний у учащихся. Поэтому необходимо:

- найти такую организацию урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала, но и стимулировала бы их самостоятельную познавательную деятельность;

- необходимо комплексное использование различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока.

 

Исходя из анализа учебно-воспитательной работы школы, можно определить, что 2013-2014 учебном году нам предстоит работа над решением следующих проблем:

·                     Обновление системы оценивания достижений учащихся;

·                     Осуществление системно - деятельностного и компетентностного подходов;

·                     Использование современных эффективных педагогических технологий;

·                     Информатизация образовательного процесса;

·                     Работа с семьёй в современных условиях;

·                     Обновление содержания образования (разработка рабочих программ, по предметам и элективным курсам);

·                     Создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствования их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы школы;

·                     Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов, создание необходимых условий для  внедрения  инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы;

·            Создание условий для интеллектуального развития, самореализации одаренных учащихся. Осуществление целенаправленной работы учителей с мотивированными учащимися через индивидуальный подход на уроках и во внеурочной деятельности.

·            Формирование системы мероприятий, поддерживающих стойкий интерес к участию учащихся в проектной деятельности и предметных олимпиадах.

 

 Назад