И.А. РОМАНКЕВИЧ
директор Историко-мемориального
музея-заповедника "Подолье"
О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ
Любой народ,
так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает
размышлять о том, откуда и как он появился на Земле.
На вопрос: «Как заселялась в древности земля подольская?» - отвечают археологические коллекции, представленные в экспозиции музея-заповедника «Подолье». Коллекции предметов выявлены при раскопках на территории заповедника, в исторической части Подольска и его окрестностях. Они относятся к различным историческим периодам (VII тыс. до н.э. - XII век) и представляют значительную научную ценность.
Чрезвычайно интересным следует признать вывод руководителя археологической экспедиции М.И. Гоняного о том, что исследуемые памятники «...были основаны славянским радимическим населением Верхнего Поднепровья и Посожских земель». Это позволяет уточнить пути и время славянских миграций в этом районе и ответить на вопрос: «Кто такие славяне?»
Славяне, являясь частью индоевропейского единства, расселенного на необъятных просторах Евразии, в IV веке н.э. были вовлечены в масштабные миграционные процессы, получившие наименование «Великое переселение народов». В ходе этих переселений складывались новые общности - союзы племен, прообразы будущего государственного объединения:
1. союз полян с центром в Киеве;
2. объединение славян, кривичей и финно-угорских племен с центром в Новгороде.
В конце IX века произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, получившее наименование Киевская Русь.
Современный историк А.Г. Кузьмин отмечает, что в основании Древнерусского государства приняли участие три Руси - Приднепровская Русь, Балтийская Русь и Аланская Русь. Таким образом, род русский соединил выходцев Подонья, Приднепровья и Прибалтики.
Летописи рассказывают о 14-ти племенных объединениях восточных славян, которые занимали огромные территории будущей Киевской Руси. Эти территории превышали по площади многие государства Западной Европы. Следует подчеркнуть, что в эти союзы входили и многие неславянские племена - балтийские, финно-угорские, иранские и др. Таким образом, Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. Каждое племя, каждый народ, вошедший в состав Древнерусского государства, привнес особенности собственной организации общества, разные формы организации общества, разные типы общин (кровнородственная, территориальная, соседская).
Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIII веке, было возникновение торговых городов. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «Из Варяг в греки», по линии Днепра - Волхова. Территория славянских княжений складывалась вокруг городов и обычно называлась «Землей». У славян уже в VII - IX вв. складывалась земская власть. Некоторые ученые считают, что государственность на Руси сложилась ранее возникновения каких-либо династий.
Возникновение торговых городов было завершением сложного экономического процесса, складывающегося среди славян на новых местах жительства. С развитием торговли среди однодворок возникли сборные торговые пункты, места обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гость-бы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Такой погост был и на Пахре. Он напоминает нам сегодня о первой христианке княгине Ольге и о первом народном выступлении древлян. В 945 г. князь Игорь с дружиной пошел на повторное «полюдье» (сбор дани). Дружину Игоря перебили, а князя казнили. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» - размер дани - и учредила «погосты» - места для сборы дани, на которые окрестные жители свозили дань, устанавливали порядок сбора дани и ее размер. На этом месте впоследствии появилась «деревянна клетица» - церковь. При церкви со временем стали хоронить покойников, отсюда произошло значение погоста как кладбища.
Возвращаясь к вопросу о возникновении Древнерусского государства, нельзя не подчеркнуть, что земская власть не могла простираться на обширные территории, не могла решить проблему объединения необозримых пространств восточнославянских земель. Соединить земли восточнославянских союзов могла только внешняя сила, внешняя власть. Таким племенем-объединителем в IX -X вв. оказались «русы», или, как их называли некоторые древние источники, «род русский», соединившие в себе выходцев из Подонья, Приднепровья, При-дунавья и Прибалтики. Здесь уместно напомнить, как появилось выражение: «Киев - мать городов русских».
Летопись рассказывает о походах князя Олега, вокняжившегося в Новгороде. В 882 году он уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев. Объединив под своей властью северо-западные и южные славянские земли, заняв Киев, он объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев - столицей своего государства. С тех пор и появилось выражение: «Киев - мать городов русских».
«Повесть временных лет» представляет нам рассказ о возникновении Древнерусского государства. Рассказ этот путанный и противоречивый, ибо он соединяет множество различных версий, легенд, оценок. И это не случайно - сама многоэтничность Древней Руси предполагала наличие разнообразных исторических преданий. И за каждым из них стояли определенные политические и социальные силы, определенные интересы, в том числе и претензии тех или иных родов на власть в Древнерусском государстве.
В IX — XII вв. в Древней Руси существовало, по крайней мере, четыре генеалогических предания, т.е. четыре версии происхождения «рода русского». В них называются разные «родоначальники» руссов: в «Повести временных лет» - Кий, Рюрик, Игорь, а в «Слове о полку Игореве» - Троян.
Русские летописцы XII в. включили в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, давших, якобы, начало русской княжеской династии.
Этот легендарный летописный рассказ послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными, приглашенными для работы в Россию в XVIII веке. Горячим противником этой теории выступил М.В. Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнений. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств и служба русским князьям - верный путь приобретения славы и могущества. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.
Все вышеуказанное позволяет утверждать, что легенда о призвании варягов была помещена в летопись по политическим мотивам. Во-первых, указание на иноземное происхождение княжеской власти должно было усилить ее авторитет, возвысить над местной знатью. Во-вторых, в XII веке Русь стремилась противопоставить себя Византии. Легенда о принятии власти с севера подчеркивала независимость Руси от Византийской империи. В-третьих, в призвании варягов летописец видел аналоги с современными ему событиями - призвание Владимира Мономаха на княжение в Киев после восстания 1115г.
Рождение государства - процесс всегда длительный, противоречивый, наполненный героикой и предательствами, великими деяниями и не менее значительными преступлениями. Иначе и быть не может, ведь на кону стоит власть!
В новом разделе документально-иллюстративной экспозиции музея-заповедника «Подолье» «Роль Русской Православной Церкви в формировании Российской государственности» акцент сделан на выборе веры, в которой древнерусские книжники увидели силу, способную объединить разные народы, живущие на территории Киевской Руси, в единый «новый» христианский народ. Поэтому в XI - XII вв. в их рассуждениях проходит идея «новых людей», принявших христианство.
В экспозиции дается извлечение из «Повести временных лет», где приводится молитва князя Владимира, вознесенная им после Крещения киевлян: «Христос Боже, сотворивший небо и землю, новых людей этих, и дай им, Господи, познать Тебя, как познали Тебя христианские страны...».
(Из газеты "Подольский рабочий" №87 от 17.08.2010г.)
Продолжение следует