ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ-ЭКОЛОГИ ЗЕМЛИ ПОДОЛЬСКОЙ
Е.И.Григорьева, М.В.Москина
Пять лет в
городе Подольске на базе Муниципального
общеобразовательного учреждения «Лицей № 5» под патронажем историко-мемориального
музея-заповедника «Подолье» проходит апробацию пилотный
проект «Юные экологи Подолья».
С 2010 года он получил название «Юные краеведы-экологи земли Подольской».
В проекте участвуют: 7 школ, 4 музея, 2 детских
библиотеки, 4 храма Подольского Благочиния,
Подольский лесхоз, Военно-патриотическое
общество «Отечество», Врачебно-физкультурный диспансер.
Руководитель проекта – Григорьева Е.И., руководитель лицейского научного общества, учитель биологии высшей категории МОУ «Лицей №5».
За пять лет в проекте приняло
участие 111 школьников из разных школ города.
Работа над проектом осуществляется в течение всего года, практическая часть проекта реализуется в июне, на базе летнего лагеря, что является хорошей альтернативой летним загородным детским лагерям.
Весь курс программы направлен на формирование всесторонне развитой личности, готовой к творческой деятельности в коллективе.
В период реализации программы школьники расширяют и углубляют знания, полученные в рамках школьного курса по предметам: экология, биология, история, география, экономика, литература, информатика.
![]() |
![]() |
![]() |
Они также знакомятся с предметами, которые не изучаются в
школе: библиотечное дело, архивное дело, археология, получают навыки работы и участия
в археологических раскопках.
Поставленные
в проекте задачи позволили работать в
трёх параллельных направлениях:
1. Экологическое краеведение.
2. Использование здоровьесберегающих технологий.
3. Личностно-ориентированные психологические и педагогические технологии в системе раскрытия и поддержки талантливых детей.
Большая часть
занятий проводится на базе Историко-мемориального музея-заповедника «Подолье»,
который
не только хранит предметы
определённой эпохи, но и воспроизводит в сознании школьников исторические фазы
– картины мира на определённых временных стадиях развития.
Экологическая
тематика проходит красной нитью через всю программу. На маршрутах проводятся
экологические практикумы: измеряется скорость и глубина реки Пахры, измеряется
природный радиационный фон, исследуется влияние Варшавского шоссе на музей-заповедник
«Подолье». Участники проекта знакомятся с представителями местной флоры и
фауны, и выполняют другие виды экологической работы.
В программу включены теоретические и практические
занятия по истории языческих обрядов и
забытых народных игр, изучение основ туристических навыков и приёмов выживания
в экстремальных условиях.
Формы реализации самые разные:
лекции, беседы, экскурсии, круглые столы, диспуты, лабораторные и практические
занятия, домашнее эколого-краеведческое задание, пешие прогулки, многообразные
игры, спортивные праздники, походы.
Формирование навыков в области туризма и краеведения даёт возможность улучшить духовное и физическое здоровье школьников.
Структура проекта универсальна и может быть реализована в
любом населенном пункте нашей страны.