Справочно-информационный центр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положение о библиотеке |
"Школа - это прежде всего слово,
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи справочно-информационного центра |
Отечественное образование рассматривается как основа социально-экономического и духовного развития нашего государства. Деятельность школьных библиотек направлена на содействие этому динамичному и многоплановому процессу. Основные усилия справочно-информационного центра МОУ "Лицей №5" направлены на обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся, учителей и др. категорий пользователей путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. Справочно-информационный центр нацелен на формирование у читателей навыков независимого пользователя:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика справочно-информационного центра
|
Таблица 2 Библиотечный фонд
Таблица 3 Соотношение средств, направленных на приобретение учебников
Основным показателем является количество учебной
литературы на одного ученика, на текущий момент данный показатель отвечает
существующим нормативам: В 2010 году впервые получены
на кабинет учебники по изобразительному искусству (2 – 8 классы) и учебники по
предмету Мировая художественная культура (10 – 11 классы). Пополнился фонд
учебниками английского языка, музыки, технологии (3 – 11 классы). Абонемент, читальный зал на 2 стола. Технические средства: компьютер, принтер. СБА (справочно-библиографический аппарат): алфавитный, систематический каталоги. АПУ (алфавитно-предметный указатель ) к системному каталогу. Картотеки:
В библиотеке работает сотрудник с высшим библиотечным образованием.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Справочно-библиографическое обслуживание пользователей |
Одним из основных направлений в работе библиотеки является справочно-библиографическое обслуживание (СБО) пользователей. Удовлетворение запросов (адресно-библиографических, тематических, фактографических) осуществляется в устной или письменной форме. Это могут быть устные консультации, беседы или письменные справки, списки (пособия с простой структурой). В библиотеке Лицея №5 для наиболее полного и эффективного обслуживания используется справочный аппарат:
Наиболее распространенные типы запросов - адресно-библиографические (о наличии и местонахождении определенного документа) и тематические (по определенной теме или вопросу). Объемные библиографические списки составляются к крупным юбилейным и знаменательным датам или другим мероприятиям, проходящим в лицее. Они представляются в комплексе с книжной выставкой и библиографическими обзорами. Так, к семинару директоров школ Москвы и Московской области на базе Лицея №5 в библиотеке была развернута выставка учебников по истории по концентрической системе обучения. Был проведен обзор и сравнительный анализ учебников разных авторов. К выставке и обзору учебников библиотекой был подготовлен рекомендательный список дополнительной литературы по историческим периодам из фондов библиотеки лицея. Особое внимание библиотека уделяет работе с литературой патриотической тематики, по краеведению. В библиотеке работает постоянная выставка "Наш край родной" о Москве, Московской области и Подольске. На выставке представлены книги
Учащиеся лицея принимали участие в презентации книги Д.Д.Панкова "Земля Подольская". Библиотекой был подготовлен библиографический список краеведческой литературы "Наша малая Родина" по Подольску и Подольскому району. Кроме того, постоянно пополняются рубрики краеведческой картотеки "Наш край родной". Тема малой родины была представлена и на других книжных выставках, например, "Салют, Победа!" (Подольчане в годы ВОВ).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно-библиографическое обслуживание пользователей |
Особое внимание библиотека уделяет информационно-библиографическому обслуживанию (ИБО) пользователей. Его основная цель - оповещение читателей о вновь появляющихся документах, необходимых в учебной и преподавательской деятельности. В практике библиотеки лицея используется 2 основных вида ИБО:
Оно осуществляется в соответствии с постоянно действующими запросами учителей, администрации лицея.
Это - обслуживание без запросов, не ориентированное на определенную группу потребителей. Распространенная форма недифференцированного обслуживания - тематические выставки.
Настоящее время - время постоянного дефицита материальных средств на систематическое комплектование библиотечного фонда, поэтому библиотекари стараются компенсировать недостаток информации подпиской на периодику. Всего подписывается 30 изданий:
Статьи из этих изданий расписываются в СКК и ксерокопируются для тематических подборок в тематические папки. Особенно нужны в работе учителей Приложения по предметам к газете "1 сентября", содержащие много полезной информации для подготовки уроков. Ученики могут использовать их для написания докладов, рефератов.
Для массового информирования учителей, учащихся, родителей действует выставка новых поступлений, у которой библиотекари проводят обзоры новинок и рекомендуют ту или иную статью.
За последние 10 лет работы библиотека накопила большой информационный материал, представленный в тематических папках:
Библиотека придает большое значение дифференцированному обслуживанию директора, завучей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Ведется картотека по методическим темам, над которыми работает лицей:
Подбирается материал для завучей, классных руководителей для подготовки и проведения классных часов и других мероприятий. Для учителей - материалы для подготовки к аттестации, к конкурсу "Учитель года". Особое внимание уделяется информированию о новых учебниках и планах их выпуска различными издательствами. Для комплектования фонда учебников привлекаются не только бюджетные средства, но и средства родителей. Библиотека информирует и такую категорию пользователей как родители учеников. Это информация
Специально для родителей в ящике "Родительский факультет" подобрана литература по проблемам семьи, воспитания детей, проведению досуга и т.д. Очень важна для качественной работы библиотеки обратная связь, позволяющая оценивать и совершенствовать систему СБО, влиять на комплектование фондов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа кружка "Друзья библиотеки"
|
Действует в лицее кружок "Друзья библиотеки". Девиз работы с детьми - "Мы до самозабвенья книги любим, но больше все-таки - людей".
В настоящее время у библиотек все больше возможностей для качественного информирования своих пользователей: в ежедневную практику входят такие понятия как библиотечный медиацентр, внедряются компьютерные технологии, Интернет, позволяющие получать информацию из сети и предоставлять собственный информационный ресурс удаленным пользователям.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||