Назад

Министерство образования и науки российской федерации


4

законопроект

«Об образовании в Российской Федерации»

 

Ответы  на популярные вопросы
по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Зачем надо было менять законодательство в сфере образования? чем не устраивал старый закон?

Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для свое­го времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и ор­ганизационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и мно­гие передовые идеи так и остались на бумаге.

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­чать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами

1. Законопроект учитывает российский опыт развития образования, закрепляет все последние изменения, произошед­шие в отечественной системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.

Новый закон направлен на выстраива­ние отношений между гражданином и институтами образования. Во главу угла поставлены человек и создание условий для его самореализации.

Новый закон написан гражданами России. Фактически это первый законо­дательный акт в нашей истории, который прошел от начала до конца процедуру общественного обсуждения и в котором предложения граждан нашли реальное воплощение в положениях документа.


В чем принципиальные отличия нового Закона от старого?

 Сегодня задача нового закона не только описать сис­тему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­нину в любом возрасте возмож­ности для образования и про­фессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­нях от дошкольного до выс­шего остается бесплатным.

Цель нового закона пре­доставить каждому максималь­ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­тельное общее образование, выбирать действительно ка­чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ния, работая, профессиональ­но совершенствоваться, осваи­вать новые технологии


Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового Закона?

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.

5.    Среднее профессиональное образование станет общедоступным.

6.    Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования.

7.    Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения пол­номочий общественных советов.

8.    Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей.

9.    Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

Какие права обеспечивает новый Закон?

Право каждого на образование.

   Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

   Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

   Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту

Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

Останется ли общее образование бесплатным?

Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Сохранятся ли льготы при поступлении в ВУЗы?

Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель обеспечить равные воз­можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­сударственной поддержки:

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

 

 

Категории граждан, которые смогут воспользоваться льготами

1. Дети-инвалиды и инвалиды

 

Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?

 

Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ной поддержки.

Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ную деятельность.

Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?

Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ту труда педагогов. Причем с у четом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­мике региона)

.

Какие уровни образования включает новый Закон?

В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ние реализуется по уровням:

общее образование:

   дошкольное образование;

   начальное общее образование;

   основное общее образование;

   среднее общее образование;

профессиональное образование:

   среднее профессиональное образование;

   высшее образование бакалавриат;

   высшее образование специалитет, магистратура;

   высшее образование подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС).

В новом Законе говорится о создании системы непрерывного образования, которая будет включать в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование. Разве эти элементы не связаны уже сейчас?

Действительно, непрерывное образование упоминается и в существующем законе, но новый законопроект упорядочивает эту систему. Более того, он включает дошкольное образование в систему общего образования в качестве от­дельного уровня, чего раньше никогда не было.

Что касается уровней профессионального образования, то они только сейчас приводятся в соответствие с Конституцией РФ: законопроект обеспечивает обще­доступность и бесплатность среднего профессионального образования и гаран­тирует безвозмездное получение на конкурсной основе третьего уровня высшего образования (сейчас это послевузовское профессиональное образование). Опре­деляет новый закон и уровни образования, наличие которых дает право на занятие профессиональной деятельностью (образовательные цензы).

Все это в совокупности дает возможность каждому человеку повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни.

 

Появятся ли новые образовательные программы?

Согласно законопроекту образовательные программы делятся на основные и дополнительные.

К основным образовательным программам относятся следующие:

1.     Основные общеобразовательные программы:

2.     Основные профессиональные образовательные программы:

3.     образовательные программы высшего образования

·         программы бакалавриата,

·         программы специалитета,

·         программы магистратуры,

·         программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

4.     Программы профессионального обучения:

   программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

   программы переподготовки рабочих и служащих;

   программы повышения квалификации рабочих и служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся следующие:

1.     Дополнительные общеобразовательные программы:

   дополнительные общеразвивающие программы;

   дополнительные предпрофессиональные программы.

2.     Дополнительные профессиональные программы:

   программы повышения квалификации;

   программы профессиональной переподготовки.

Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятель­ным видом подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирова­ние подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и госу­дарственной научно-технической политике».

Экзамены теперь будут и после детского сада?

Нет. Новым законом не предусматривается проведение экзаменов или каких-либо других форм оценивания детей по результатам дошкольного образования.

Почему исчез уровень начального профессионального образования?

Он никуда не исчез, а его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня подго­товки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обес­печить необходимый уровень подготовки рабочих. Получаемых сейчас на этом уровне знаний уже не хватает для профессиональной деятельности, так как повсе­местно внедряются наукоемкие технологии, требуется умение учиться и профес­сионально совершенствоваться.

Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ:

   программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

   программы подготовки специалистов среднего звена.

При поступлении на образовательные программы среднего профессионального образования после 9-го класса обучающиеся будут в обязательном порядке полу­чать среднее общее образование одновременно с получением избранной профес­сии (специальности).

Следует также отметить, что в новом законе отдельно прописывается положе­ние об общедоступности среднего профобразования. Это позволит повысить его привлекательность для молодежи.

Образовательные учреждения начального профобразования будут переимено­ваны в профессиональные образовательные организации.Об образовании в Российской Федерации

Какие новые возможности появятся для профессиональной подготовки?

Возможности для профес­сиональной подготовки, которая про­водится и сейчас, после вступления в силу нового закона значительно рас­ширятся. Существующие в настоящее время программы профессиональ­ной подготовки становятся вариатив­ными. Они позволят не только пройти профессиональное обучение по про­граммам профессиональной подго­товки рабочих, но и повысить квали­фикацию по имеющейся профессии или пройти переподготовку и полу­чить смежную профессию (например, вождение в сложных условиях).

Учиться можно будет не только в образовательных организациях, но и в специализированных учебных центрах, на производстве, а также у индивидуальных предпринимате­лей. При этом организации, которые проводят профессиональное обу­чение, смогут сами устанавливать и утверждать программы на основе действующих профессиональных стандартов или квалификационных требований, учитывая, что проф-обучение предполагает большую вариативность, прикладную направ­ленность и приобретение компетен­ций, необходимых для выполнения конкретных функций или работы на конкретном оборудовании.

Вернется ли распределение выпускников?

Обязательное распределение выпускников нарушает право на свободу выбора профессии и рода занятий, гарантированное Конституцией РФ.

В качестве альтернативы и гарантии трудоустройства законопроектом вводится институт целевого приема, предусматривающий заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией-работодателем и договора о целевом обуче­нии между гражданином, направленным на обучение в рамках целевого приема, и организацией-работодателем.

В новом законе будет отдельная статья, регулирующая правоотношения всех за­интересованных сторон. В частности, закрепляются существенные условия догово­ра о целевом обучении, которые включают меры социальной поддержки учащего­ся. Среди них могут быть материальное стимулирование, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление в пользование или оплата жилья в период обучения, обязательства по организации производственной практики и, конечно, по трудоустройству.

Наряду с правами и гарантиями предусмотрена и ответственность сторон за не­исполнение взятых на себя обязательств. Так, выпускник, который откажется ра­ботать в организации, с которой был заключен договор, будет обязан возместить расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в полном объеме, а также выплатить штраф в двукратном размере этих затрат.

Для чего в новом Законе термин «образовательное учреждение» Заменен на «образовательную организацию»?

Термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует граж­данскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различ­ных организационно-правовых форм.

Почему в новом Законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем?

Это связано с необходимостью убрать избыточное дробление образова­тельных организаций, которое создавало необоснованные административные ба­рьеры, а также трудности при лицензировании и государственной аккредитации образовательных организаций.

При этом существующая градация при всем своем многообразии не да вала разви­ваться новым формам обучения, так как оставляла за рамками закона использова­ние дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных программ, возможности совместной образовательной деятельности организаций различных типов или обучения с участием научных организаций и промышленных предприятий.

Все образовательные организации разделятся по уровням образовательных программ

·         Дошкольные образовательные организации

·         Общеобразовательные организации

·         Профессиональные образовательные организации

·         Образовательные организации высшего образования

 


Дополнительным образованием займутся

 

Образовательные организации в рам­ках одного типа получат возможность использовать в наименовании специ­альные названия в соответствии с осо­бенностями осуществляемой образова­тельной деятельности.

Лицеи, гимназии, консерватории и пр. продолжат свою работу.

 

Кто получит право учить детей и взрослых?

 

  • Образовательные организации.

  • Научные организации (по про­граммам магистратуры и под­готовки научно-педагогических кадров, а также по программам профессионального обучения).

  • Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, организа­ции, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание де­тей (по основным и дополни­тельным общеобразователь­ным программам, программам профессионального обуче­ния).

  • Индивидуальные предприни­матели (по основным и допол­нительным общеобразователь­ным программам, программам профессионального обуче­ния).

  • Иные организации любой орга­низационно-правовой формы (по программам профессио­нального обучения и дополни­тельного образования).

Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?

Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­разовательных пространств.

Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, ко­торая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности сту­дентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образова­тельных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

 

 

 

Назад