Назад

И. А. РОМАНКЕВИЧ

директор Историко-мемориального
музея-заповедника "Подолье"

СВЯТАЯ РУСЬ ‑ НАДЕЖДА Р0ССИИ

(новый раздел документально-иллюстративной экспозиции музея-заповедника «Подолье»)

Обращение к теме «Святая Русь - надежда России» диктуется возросшим интересом к вопросу об особой судьбе России в истории человечества. Отличие России от Запада и от Востока выражалось, помимо геополитического и этнополитического факторов, в том, что на Руси издревле, с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия.

 Фото И.А.Романкевич, директора Историко-мемориального музея-заповедника "Подолье"

Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету, а сохранит себя и свою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку.

Представленные в экспозиции материалы раскрывают две взаимосвязанные темы - «Роль Русской Православной Церкви в формировании Российской государственности», «Святая Русь и Светская Русь».

В XIX веке с Православием связано рождение духовно-политического идеала, к которому должна стремиться Российская империя. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть», - считал С.С. Уваров. В 1832 году в своей записке на имя императора министр просвещения С.С Уваров писал об «истинно русских охранительных началах - Православии, Самодержавии и Народности, составляющих последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия Отечества».

Новый раздел экспозиции музея-заповедника «Подолье» построен так, чтобы показать, как разошлись, особенно в 40-е годы XIX столетия, две мощные национальные силы - государственный патриотизм и беспокойный патриотизм народный.

«Земля» и «Власть» не смогли услышать и понять друг друга. «Власть» нисколько не интересовалась мнением «Земли», более того, считала само существование такого мнения настоящей крамолой. И «Земле», чтобы сохранить спокойствие в империи, оставалось только соблюдать свой верноподданнический долг.

При такой постановке дела, по заключению одного из современников, «Самодержавие» грозило превратиться в «систему полицейско-канцелярской диктатуры», «Православие» - в освещающую ее духовно-консервативную силу, а «Народность» - в верноподданническое прикрытие государственного фасада.

«Непригодность механизма» империи для проведения преобразований со всей остротой чувствовалась уже на рубеже XVIII-XIX вв. Провал преобразований, которые открывала эпоха «великих реформ» Александра II, сыграл роковую роль в дальнейшей судьбе страны. Россия входила в XX век грозными социальными революциями. Что ожидало и что получило крестьянство по реформе 1861 г.? Свыше 1,5 земли, которой раньше пользовалось крестьянство, перешли к помещикам в качестве «отрезков». В результате реформы сократился размер72% крестьянских наделов. Выкуп более чем в 1,5 раза превышал стоимость земли. Размер выкупа и сам по себе был велик, но, возвращая полученную от государства ссуду в течение 46 лет (выкупным платежам положила конец революция 1905-1907 гг.), крестьянин расплачивался втридорога.

Реформа 1861 г., отменив крепостное право, не «решила земельного вопроса, а завязала новый «гордиев узел», который не разрубили даже две буржуазные революции. Пророческими оказались слова министра просвещения 60-х годов XIX века А.В. Головина: «За последние сорок лет правительство много брало у народа и дало ему очень мало. Это несправедливо. А так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать... Это может случиться в царствование внука настоящего государя».

Нереформированная Россия вступала в XX век. Именно провал «великих реформ», объясняющийся, в конечном счете, консерватизмом дворянства, политического строя и правящей элиты, сыграл роковую роль в дальнейшей судьбе страны.

Революционному нетерпению радикальной части общества была противопоставлена сила исторической инерции. Октябрь 1917 года был предопределен глухотой и слепотой власти, ввергнувшей Россию, противно человеческому разуму, в первую мировую войну, она-то скопищем народного горя и привела Россию к социальному распаду страны.

Следует напомнить, что в XIX веке появилась еще более грозная опасность - «материальный прогресс», который стал настоящим идолом русской интеллигенции. И в этом была великая трагедия и русской интеллигенции, и России в целом. Отечественные интеллектуальные силы на долгие 150 лет отдались во власть исключительно социально-экономическим и политическим идеалам, отринув традиционный русский духовно-политический опыт.

Писать историю XX столетия сегодня дело неблагодарное, слишком еще «горячи» все события этого столетия. Ныне мы живем, как говорится, в постиндустриальном обществе, когда идеалы личности, как тотального потребителя, провоцируют разрушение культуры и разложение общества.

В связи с этим встает вопрос - а что хочет нынешнее российское государство? Сотворить из российского народа толпу потребителей, в которой нет места самостоятельно думающим людям, гордящимся своей страной, своей историей, являющимися носителями национальной культуры? Грустно, когда подрастает поколение молодых управленцев, способное заявить: «В условиях рыночной экономики - первыми должны исчезнуть историки и филологи». Вот так обучили молодых бакалавров из высшей школы экономики. Но тогда получается, что конструируемое сегодня общество - принципиально антидуховно, антиисторично и антикультурно.

Новый раздел экспозиции, лейтмотивом которого является утверждение «Святая Русь - надежда России», приглашает к диалогу о вечных человеческих ценностях, на основе которых создавались, росли и множились народы. Документально-иллюстративная экспозиция призвана убедительно показать - прогресса без нравственного совершенствования не бывает.

Национальное самосознание необходимо, а оно появляется тогда, когда мы начинаем осознавать, что, выстраивая по крупицам, собирая по бревнышку наш общий дом, мы выстраиваем и собственные души. Выбор принципа Верховной власти зависит от нравственно-психологического состояния нации. В этой связи обращение к теме «Роль Русской Православной Церкви в формировании Российской государственности» можно считать, на наш взгляд, своевременным и актуальным.

Фото Б. Чубатюка

(Из газеты "Подольский рабочий" №81 от 3.08.2010г.)

 

Назад

Hosted by uCoz