К оглавлению

Использование информационных технологий в процессе обучения физике

(организация рабочего пространства, адаптации и применения программного обеспечения интерактивной доски)

 

          Из опыта работы учителя физики МОУ «Лицей № 5» города Подольска Московской области Тесницкого Анатолия Николаевича

         

 

С 1965 года – года поступления в педагогический институт и по настоящее время, педагогическая работа автора связана с преподаванием физики, одного из наиболее интересных, увлекательных, доступных и в то же время достаточно сложных учебных предметов в школьной программе.

За это время многое изменилось в образовательном процессе. От доски, простых диапроекторов и проигрывателей, заданий и карточек, написанных от руки до персонального компьютера (ПК), мультимедийных проекторов, принтеров, ксероксов, интерактивных досок, программного обеспечения к ним и т.п.

В настоящее время происходит качественное преобразование педагогического процесса. Благодаря ПНП «Образование», руководству Российской Федерации, губернатору Московской области Б.В.Громову, правительству Московской области, Министерству образования, учителя - победители конкурса лучших учителей получили комплект современных средств для улучшения образовательного процесса (ПК, мультимедийный проектор, интерактивную доску и т.д.).

Учитель создает условия, для успешного освоения учебного материала привлекая для этого разнообразный арсенал форм, методов, технологий, дидактических материалов, оборудования и т.п.

Впервые автору удалось увидеть работу оборудования интерактивной доски непосредственно в действии в ноябре 2006 года в Государственном Кремлёвском Дворце во время работы общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Возможности оборудования приятно поразили, и захотелось самому поработать на современном уровне. Очень скоро представилась такая возможность, но прежде пришлось довольно серьёзно поработать. 

В данной работе хотелось бы поделиться опытом работы по использованию оборудования интерактивной доски и программного обеспечения к ней. Остановимся на нескольких вопросах использования информационных (компьютерных) технологий из собственного опыта работы.

Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный  к компьютеру, изображение которого передает на доску проектор, не просто компромисс между наиболее комфортным средством для педагога – доской - и научно-техническим прогрессом в использовании современных средств. Это активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором получение учащимися знаний доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.

Интерактивная доска

- помогает преподавателю разрабатывать и внедрять новые стратегии обучения;

- позволяет электронной ручкой управлять компьютером, запускать приложения Windows, просмотреть любую информацию с ПК или использовать Интернет, делать пометки, надписи, обращать внимание на нужную информацию, вызывать, прописывать в нужном порядке страницы, редактировать учебный материал. 

- активно используется для изложения нового материала и интеллектуальных игр;

- улучшает качество преподавания;

- позволяет перейти на более высокий уровень научных знаний;

- позволяет проводить наглядные и четко структурированные занятия;

- большой интерактивный экран и яркие цвета привлекают внимание учащихся, способствуют лучшему усвоению нового материала;

- быстрее усваивается учебный материал, обеспечивается необходимая наглядность;

- можно проводить разные типы уроков, в том числе с использованием компьютерного моделирования и виртуальных лабораторий;

- использовать для внеклассной и воспитательной работы.

Надо отметить, что работа по новым технологиям требует много затрат труда и времени, да чего скрывать и материальных средств, изменяет характер труда учителя.

Всё это хорошо, но оборудование надо получить, установить, запустить и эксплуатировать. Вот здесь и возникают проблемы. Кто будет устанавливать, настраивать, обслуживать? Эти вопросы, к сожалению, решаются в индивидуальном порядке – каждым учителем, каждой школой. Их разрешение зависит, в первую очередь, от самого учителя. Хорошо нам, учителям физики, имеющим достаточный опыт работы по установке и эксплуатации привычных средств ТСО, используя советы и помощь инженеров по обслуживанию компьютерных классов, имея навык работы с достаточно сложными приборами и оборудованием, соблюдая правила охраны труда и техники безопасности, можно и нужно установить оборудование, чтобы оно „не пылилось на полках”.

Изучение возможностей, первичная настройка оборудования, предварительное размещение, окончательная установка и настройка занимает некоторое время.

Навесить интерактивную доску, поместить системный блок, мультимедийный проектор, монитор, клавиатуру, звуковую систему, предусмотреть место для хранения средств управления, программного обеспечения необходимо с учётом особенностей стандартного кабинета физики, полученного стандартного оборудования, с учётом удобства работы учителя и учеников.

Оборудование в рассматриваемом случае было получено в декабре 2006 – январе 2007 года, а в начале февраля 2007 года состоялась презентация полученного и установленного оборудования с демонстрацией возможностей ИКТ. Это произошло во время вечера встречи с выпускниками лицея. Бывшие ученики были приятно удивлены и поражены возможностями обучения с применением компьютерной техники.

Но, как известно, любая информационно-технологическая система может выдать только то, что в неё заложено (информация, программы по поиску, обработке, хранению, обеспечения доступу и показу пользователю).

И здесь возникает вторая проблема – программное обеспечение учебного процесса. Остановимся на ней.

В настоящее время существует достаточно большое количество программ для IBM совместимых компьютеров, которые возможно использовать на уроках физики в средней школе. Эти программы можно классифицировать следующим образом:

1. Обучающие программы.

Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучением материалов, для обработки основных умений и навыков. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах – информационно-справочном и контрольно-обучающем. 

Первый режим (информационно-справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, лёгкости навигации по нему.

Второй - контрольно – обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

2. Компьютерные модели.

          Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяют углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны. Как показывает практика, наибольший интерес вызывают модели, предполагающие участие самих учащихся в процессе их построения и модификации.

3. Пакет задач.

Целью данных программ является обучение учащихся решению задач в общем виде. Пакеты могут содержать задачи различного уровня сложности, а также справочные материалы, подсказки и реакции на характерные ошибки.

 

 

 

4. Лабораторные работы.

Такие программы позволяют учителю и учащимся воспроизводить на интерактивной доске и экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.

5. Контролирующие программы.

Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.

Как только стало известно о получении компьютерной техники, встал вопрос о создании библиотеки электронного программного обеспечения. С декабря 2006 по июль 2007 годов было приобретено более 30 учебных программ по физике в магазинах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Подольска. Но это было только началом работы, так как требовалось изучение возможностей каждой программы, каждого диска. Как установить программу, как запустить, какую информацию она несёт, как можно использовать её на разных этапах урока, внеурочной работы по предмету, групповой и индивидуальной работы с учащимися.

К августу 2007 года был составлен

Каталог

мультимедийного программного

обеспечения интерактивной доски

 

 

 

 

НАЗВАНИЕ  ДИСКА

 

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

Интерактивный курс для 7 – 11 классов

«ФИЗИКОН».

****

2.

Физика. Экспресс-подготовка к экзамену. 9 – 11 класс.

«Новый диск» «Новая школа».

****

3.

Физика 7 – 11 класс. Ваш репетитор.

«TeachPro».

****

4.

Открытая физика. Часть I.

«ФИЗИКОН».

****

5.

Открытая физика. Часть II.

«ФИЗИКОН».

****

6.

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

****

7.

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

****

8.

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

****

9

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

****

10.

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 11 класс.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

****

11.

Физика – 10. Интерактивное приложение.

«Илекса».

***

12.

Открытая астрономия

«ФИЗИКОН».

***

13.

Физика в школе. Электронные уроки. Электромагнетизм. «Новый диск» «Просвещение МЕДИА» .

***

14.

Физика в школе. Электронные уроки. Земля. Атомная физика. «Новый диск» «Просвещение МЕДИА».

***

15.

Физика. Основная школа. 7 – 9 классы. Часть I.

«Новый диск» «Просвещение МЕДИА».

***

16.

Физика. Основная школа. 7 – 9 классы. Часть II.

«Новый диск» «Просвещение МЕДИА».

***

17.

Физика. Лабораторный практикум.

«Нью МЕДИА»

**

18.

Репетитор по физике Кирилла и Мефодия.

«Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия».

**

19.

Репетитор по физике.

«Акелла». Микон.

**

20.

Подготовка к ЕГЭ. Физика. 5 баллов!

ИДДК. Тригон.

**

21.

Курс физики XXI века. Часть I.

«МедиаХауз».

***

22.

Курс физики XXI века. Часть II.

«МедиаХауз».

***

23.

Курс физики XXI века. Часть III.

«МедиаХауз».

***

24.

Подготовка к ЕГЭ. Физика. «ФИЗИКОН».

 

**

25.

Единый государственный экзамен. Физика.

«Просвещение МЕДИА».

**

26.

ФИЗИКА 7 – 11. Библиотека пособий.

«Кирилл и Мефодий».

**

27.

1С. ФИЗИКА 7 – 11. Библиотека наглядных пособий.

FORMOZA.

*

28.

Физика. Мультзадачник.

Пермь.

*

29.

1С. Репетитор. Физика 1,5.

Фирма 1 С.

*

30.

Вся физика. Физическая энциклопедия.

«Руссобит».

*

31.

Фанат науки. ФИЗИКА. Лаборатории.

«Новый диск»

*

32.

ФИЗИКУС. Обучение с приключением.

«МедиаХауз».

*

33.

ФИЗИКА. Шпаргалки для старшеклассников.

«Новый диск» «Новая школа».

*

34.

ФИЗИКА. Примочки для мобильников. ИДДК.

*

 

Большие возможности по ознакомлению и приобретению программного обеспечения предоставляет Интернет. Перечни обучающих программ размещены на сайтах Интернет-магазинов OZON, «МОЙ МИР» и других, которые постоянно обновляются, а так же на сайте Интернет-ресурсы по физике.

Как показала практика работы с применением информационных (компьютерных) технологий,  программным обеспечением интерактивной доски, по нашему мнению, нет ни одной программы, которая бы устраивала работающего учителя-практика хотя бы на 70%. Каждый учитель обладает индивидуальным подходом к преподаванию учебного предмета, к объяснению нового материала, к его закреплению, решению задач, постановке демонстрационных и лабораторных опытов, контролю за уровнем знаний учащихся и т.д.

Программное обеспечение работает в разных режимах, не всегда удобных в процессе практической работы. Одни программы можно запускать с жёсткого диска, выбирая нужные файлы с учебным материалом, что занимает буквально секунды, другие программы требуют запуска со сменных дисков – это требует 1-2 минуты. Некоторые программы просты в использовании, другие иногда даже не сразу и запускаются, неудобен процесс их применения. С одних программ быстро и удобно распечатывать нужный материал, другие не дают такой возможности.

Преимуществ и недостатков программного обеспечения достаточно много, и здесь применение каждого диска программы связано с индивидуальными способностями каждого учителя, возможностями работы оборудования, личным опытом пользования ПК и т.д.

Если попытаться расставить учебные компьютерные программы по степени их использования, удобства применения, по рейтингу и другим особенностям то получится, по моему мнению, следующая картина:

***** - не выявлено;

**** - наиболее часто применяемые и достаточно удобные для практической  работы учебные программы, как на базовом, так и профильном уровне;

***  - используются при объяснении отдельных тем, не совсем удобное применение (запуск, переход на разные файлы), а жаль – очень интересный и нужный материал, особенно для профильного и предпрофильного обучения;

**  - используется редко, но материал интересный, иногда необходимый, но есть трудности с установкой, запуском, раскрытием и применением;

*  - используется очень редко, есть недостатки в использовании, материал перекрывается другими более удобными программами, используется для индивидуальной и внеклассной работы.

Остановимся подробнее на некоторых программах, по мнению автора, наиболее полно и разнообразно удовлетворяющим общим требованиям.

****  Мультимедийный курс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики». На отдельных дисках для каждого класса 7, 8, 9, 10 и 11 представлен учебный и сопровождающий материал.

 

 • Мультимедийные уроки

 •Видеофрагменты со звуковым сопровождением, рисунки, модели

 • Интерактивные тренажёры

 • Тесты и проверочные задания

 • Лабораторные работы

 • Справочник

 • Энциклопедия

 • Калькулятор

 

 

Применение данной программы даёт:

- получение основополагающих знаний по изучаемому курсу;

- факультативные материалы по курсу, энциклопедические статьи;

- отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажёров;

          - проверку знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме, всему курсу – экзамен;

- занесение результатов тестирования в дневник успеваемости;

- отслеживание динамики успеваемости;

- обучение самостоятельной работы с учебным материалом;

- выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению;

- подготовка к уроку, контрольному занятию, экзамену.

**** - «Интерактивный курс физики  7 – 11 класс» серии ФИЗИКОН

 

• Иллюстрированный учебник

• Материалы для углублённого изучения физики

• Видеофрагменты со звуковым сопровождением

• Виртуальные лаборатории

• Интерактивные модели

• Справочные материалы

• Методические материалы для учителей

• Сетевой тестирующий комплекс

• Каталог Интернет-ресурсов по физике

 

 

**** - TeachPro Физика – мультимедийный обучающий курс по физике на         CD-ROM.

 

•Иллюстрированный и озвученный лекционный материал

 

• Пакет задач

 

• Контрольные вопросы

 

• Энциклопедия

 

• Калькулятор

 

• Помощь в ответах

 

**** - Экспресс-подготовка  к экзамену 9 – 11 класс  - курс является прекрасным помощником учителю и ученику в изучении и повторении предмета, подготовке к выпускному школьному экзамену. Все материалы подготовлены квалифицированно и охватывают основные темы школьного курса физики за 9 – 11 классы. Желательно добавить сложности при объяснении нового материала и решении задач. Хорошо используется на базовом уровне.

 

 

 

• Мультимедийные лекции со звуковым сопровождением

• Пакет задач (более 1000)

• Учебник

•Виртуальный демонстрационный эксперимент

• Конспекты

•Тренажёр экзаменов (варианты – классический и ЕГЭ)

• Справочные материалы

 

 

 

**** - Открытая физика серии ФИЗИКОН части 1 и 2 (версия 2.6)

 

 

• Иллюстрированный учебник

• Материалы для углублённого изучения физики

• Учебные модели

• Конспекты

• Лабораторные работы

• Разбор типовых задач

• Итоговые сертификационные тесты

• Справочные и методические материалы

• Поисковая система

• Биографии учёных- физиков

*** - Физика Основная школа 7 – 9 класс части I - (1 + 2 диска) и

и части II – (1 + 2 диска). Мультимедийное пособие нового образца.

 

 

•Два уровня изучения предмета: базовый и углублённый. Дополнительный уровень, расширяющий кругозор учащихся

•Видеофрагменты, анимации, иллюстрации, модели, чертежи, графики, упражнения для проверки и укрепления знаний

• Разбор решения типовых задач

• Интерактивный справочник формул

• Любопытные факты

• Итоговые контрольные работы

 

 

*** - Курс ФИЗИКИ XXI века. Части 1, 2, 3. Уникальный обучающий комплекс. Оригинальное изложение материала. Диспетчер программ курса физики.

 

• Электронный учебник

•Модели физических процессов

• Интерактивное пошаговое решение задач

• Большое количество моделей задач

• Выбор различных уровней сложности решения задач

• Подробный справочный материал по всем разделам физики

•Ориентирован на индивидуальную работу ученика

 

О каждой из программ можно было бы говорить и писать много, возможно проблемы и вопросы, поднятые в этой статье, в чём-то спорные, ведь, сколько людей столько и мнений,  мне хотелось поделиться опытом своей работы. Но лучше всего надо попробовать самому вникнуть в содержание программного обеспечения, возможности использования в учебном процессе. Применяя ИКТ следует не забывать продумывать и варианты работы по традиционным технологиям (мало ли, что может произойти во время урока – выйдет из строя оборудование, отключат электроэнергию и т. п.).

Хотелось бы остановиться ещё на одном вопросе применения ИКТ – использовании дополнительного оборудования – применение сканера, принтера, ксерокса, цифровой видеотехники, которые делают работу учителя более продуктивной, наглядной и эффективной. Применение этого высокопроизводительного оборудования позволяет значительно увеличить возможности учителя по созданию и размножению дидактического материала, улучшить их содержание, внешний вид, количество.

Программное обеспечение ПК позволяют создавать современные электронные учебно-методические материалы самому учителю. Ещё 2-3 года тому назад нельзя было подумать и представить о создании нечто подобного этой работе. Чем больше работаешь с оборудованием интерактивной доски, программным обеспечением, тем больше раскрываются возможности их применения.

За этот год с небольшим автор более десятка открытых уроков, мастер-классов, семинаров, заседаний ГМО учителей физики (руководителем, которого уже много лет является) по использованию информационных технологий перед учителями Лицея №5, учителями городов Подольска и Чехова. Выступал на семинаре учителей физики – победителей конкурса лучших учителей Российской Федерации, в ПАПО, на зональной конференции работников образования в городе Чехове, перед работниками дополнительного образования города Подольска.

Активно используется современное компьютерное оборудование на базе кабинета физики при проведении педсоветов нашего лицея, заседаний ГМО, в работе курсов повышения квалификации учителей физики при ПАПО. 

Сегодня вопросам информатизации образования уделяется большое внимание на государственном уровне, работает приоритетный национальный проект «Образование», действуют федеральные и региональные целевые программы. Благодаря этой поддержке в образовательные учреждения поставляется современная компьютерная техника, обеспечивается доступ к образовательным информационным ресурсам, выход в Интернет. Учителя получают возможность приобретать компьютерную технику в личное пользование, что, по моему мнению, просто необходимо для совершенствования учебного процесса. То, что учителя работают не только в школе, но и достаточно много дома, ни для кого не секрет, так что персональное компьютерное оборудование помогает учителям совершенствовать и повышать педагогическое мастерство.

Использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным, эффективным и объективным.

Методическая газета "1 сентября" "Физика" №18 сентябрь 2008г.

К оглавлению

Hosted by uCoz