Назад

МАСЛЕНИЦА

Поговорки и пословицы о Масленице.

 

Масленица – языческий праздник, уходящий своими корнями в глубины веков.

Первоначальная причина этого события – встреча Нового года. В марте 21 -23 числа – день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Разброс в датах (современная - 21 марта, исторически -23 марта) вызван, возможно, неточностью измерений, а, возможно, астрономическими причинами.

С 16 века празднование Нового года сместилось на сентябрь, а праздник Масленица остался. Основой праздника является – чествование молодых и почитание умерших предков «дедов».

Следы почитания предков видны до сих пор: обычай не велит в Масленицу со стола убирать еду (ночью покойники придут поесть), первый блин бросали за окно или отдавали прохожему (возможному мертвецу, ходившему по земле).

В прощёный день не просто просили прощение друг у друга. Вечером, в красный угол садились старшие в доме мужчина и женщина. Все обитатели дома, независимо от возраста и родства, подходили к ним кланяться со словами: «Прости, бабушка, прости, дедушка». Сидящие олицетворяли «дедов» т. е. предков и покровителей рода.

По старой традиции даже блины пекли на специальных глиняных сковородках, которые использовались только на Масленицу. Обычай угощать всех и зазывать всех в гости так же связан с культом предков, ходящих по земле: вдруг приглашённый окажется «дедом».

У славян основные свадьбы игрались в конце лета: много пищи и окончены полевые работы; или весной - молодая успевает до родов отработать страду.

Поэтому на Маслену, когда молодая прижилась в чужой семье (полгода – год – достаточный срок), сваты как бы проверяли, как себя чувствует молодая в новой семье. Отсюда и взаимное угащивание.

Дни Масленицы:

  1. Встреча – понедельник
  2. Заигрыши – вторник
  3. Лакомка – среда
  4. Широкий четверг, перелом, разгул, разгуляй – четверток
  5. Тёщины вечёрки – пятница
  6.  Золовкины посиделки – суббота
  7. Проводы, прощения, целовник, прощёный день, прощёное воскресение.

Обычаи разнятся по разным местам, иногда даже сильно разнятся, но общее для всех выделить можно.

Первый день.
Обходят родных, приглашают в гости, устраивают горы, качели и прочее. Далеко не везде в понедельник начинают гулять, поэтому одно из названий дня – степенный.

Второй день.
Заигрыши. Начинает молодёжь. Начинаются катания с гор. У молодаек – особая роль. Чем дальше укатятся они с горки, тем богаче будет урожай. Поджигают и скатывают с гор колёса или просто скатывают их. «Возят дерево»: дерево спиливают, устанавливают в санях, украшают и провозят по деревне. Или ставят на сани молодого мужчину, дают ему калачи и вино, он проезжает по деревне. Обязательно едут сопровождающие, поют песни. Где-то уже со вторника начинаются катания в санях и взятия снежных городков.

Третий день.
Лакомки. «Зять к тёще на блины идёт». Молодые идут к родителям жены, те собирают всё родню, «показывать зятя». Одевались, наряжались как можно богаче, приносили подарки. Родные должны были удостовериться, что молодой в семье мужа живётся сытно и богато.

Четвёртый день.
Пик праздника. Самый буйный, недаром «разгуляй» его название. Кулачные бои, балаганы, торговля, катание, обряды, колядки. (Например, «смотрины молодым». Разыгрывалось нечто вроде второй свадьбы, иногда с большими затратами, подарками. Молодых осыпали зерном и снегом, иногда зарывали в снег).

Пятый день.
Тёщины вечёрки. Родители молодой идут в дом зятя. Очень торжественно: с утра тестям посылались «зазывки», как правило те люди, что на свадьбе были дружками. Чем больше «зазывок» приходило, тем больше чести гостям. Готовилось угощение, дорогие подарки. («Зазывки» тоже получали подарки). Специально зять одаривал тёщу, благодарил за хорошую жену.

Шестой день.
«Золовкины посиделки». День молодухи; она принимала подруг и родню. Первыми приглашала незамужних сестёр мужа, отсюда название. Одаривала гостей. Демонстрировалось, что молодая полновластная хозяйка в доме.

Седьмой день.
Прощёный. Первоначальный смысл – прощание с предками, которые побыв на земле, уходят. Отсюда и стремление получить прощение (чтоб не мстили). Расставаясь, целуются. Жгут Масленицу (жгли не всегда: есть обычаи, где Масленицу топят в реке, есть - разрывают на мелкие кусочки и кусочки эти либо несут в дом, либо развеивают над полем, обеспечивая урожай. Жгут не только куклу. Собирают, даже воруют старые вещи по домам, воруют дрова или приносят колёса, иногда жгут и пищу, оставшуюся от праздника. (Жгут после обеда).

Отношение к Масленице (Марине, Костроме, Кострубоньке) двойственное. С одной стороны Масленицу гонят, с другой – оплакивают, оказывают видимое уважение.

Одно из названий Масленицы как праздника – «Сырная седмица». Сыр – общее название для молочных продуктов; в последствии название «сыр» закрепилось за творогом. Отсюда и название блюда из жареного творога – «сырники». Есть мясо на Масленицу не запрещается. Дело тут в том, что к весне весь скот, назначенный на убой, уже, как правило, забит. Приходилось экономить корма, поэтому оставался только скот на племя и на молоко.

Первоначально Масленичные гулянья проходили в течение месяца. След от этих праздников в народной памяти существует - домасленичные недели: «сплошные», «пестрые», «всеядные». К этим неделям привязано много примет на будущие урожаи и приплоды, на начало пахоты и сева.

Изобильная встреча праздника обеспечивала изобилие в новом году. Поэтому – «Хоть с себя всё заложи, а Маслену – провожи» (проводи). Шумное, громкое празднование, музыка, колокольчики сопровождающие проведению Масленицы – древнейшие обряды, отгоняющие злых духов.

Одевались на праздник как можно богаче, украшали сани, лошадей, закликая будущее изобилие.

Азракова Н.Е.

Назад

Hosted by uCoz