Назад

Пилотный проект

"Юные экологи Подолья"

Руководство России провозглашает использование для инновационного развития новейших технологий, которые могут создать только профессионалы высокого уровня. России нужно выйти на мировой рынок с высоко технологичной конкурентоспособной продукцией и вписаться в мировое разделение труда на равных с Западом условиях.

Но для реализации этих целей необходимо иметь соответствующие интеллектуальные ресурсы. Их создает система образования.

Характерной особенностью традиционного русского образования является то, что оно создает у ученика системное, целостное представление о мире («университетский» тип) в противовес «мозаичной» картине мира, формируемой в обычных школах Запада. По нашим представлениям, образованный человек способен видеть взаимосвязь вещей и процессов в мире. Это означает, что его ум обладает достаточной гибкостью, чтобы освоить при необходимости новые знания или новую профессию. На Западе такое образование считается элитарным, его получают лишь в образовательных учреждениях для аристократии.

Отечественная система образования оставляет шанс на возрождение России. Люди, имеющие целостный образ мира и способные к самостоятельному мышлению, могут вывести страну на новый постиндустриальный уровень развития. Люди, получившие узкоспециализированное образование, натасканные на решение конкретных задач к такому рывку не способны.

Наши учителя стараются не просто «натаскать» ученика, а сформировать его как личность. Учитель передает ученику не только знания, но и отношение к знаниям, к другим людям, к жизни вообще. Обучение включает в себя в качестве неотъемлемого элемента воспитание, даже если учитель не произносит ни одного слова назидания. Каждый учитель выступает как носитель ценностей общества.

Программа краеведения позволяет рассмотреть «малую» Родину с разных точек зрения, объединив несколько разных дисциплин: историю, географию, биологию, экологию, русский язык в единый курс.

Учителя часто сталкиваются с тем, что в современной школе дисциплины изучаются параллельно друг другу. Установить пересекающиеся связи между ними удается на интегрированных уроках, но таких уроков немного.

Программа пилотного проекта «Юные экологи Подолья» (руководитель - Григорьева Е.И.) дает возможность в течение нескольких недель выявлять эти связи, обсуждать их в преломлении на историю развития своего края, города.

Программа построена так, что каждый день посвящен изучению определенного временного слоя во всем его разнообразии. Рассматриваются характерные особенности флоры, фауны края, исторической обстановки, быта и традиций населения.

В работе над реализацией проекта успешно сотрудничали несколько организаций: школа, музей, библиотека.

Цель пилотного проекта «Юные экологи Подолья» - создание новой системы школьной музейной педагогики.

Задачи:

  1. формирование всесторонне развитой самореализующейся личности;
  2. формирование непрерывного экологического научного мировоззрения;
  3. удовлетворение познавательных потребностей растущей личности;
  4. разработка и экспериментальная апробация компонентов детского досуга;
  5. профориентация и начальная профессиональная подготовка в области наук об окружающей среде.

Участники проекта – учащиеся Лицеев №№ 1,5, СОШ №№ 18,24,25

Распорядок дня:

  1. Встреча –10:30 (место встречи Лицей №5 );
  2. Пешая прогулка до места проведения занятия 10:30-11:00;
  3. Занятия 11:00-13:00;
  4. Пешая прогулка до Лицея №5 13:00-13:30

Программа пилотного проекта "Юные экологи Подолья" была рассчитана на 2 недели. Лекции на темы исторические удачно сочетались с экскурсиями по музеям: ИММЗ "Подолье", Краеведческому музею г.Подольска в имении Ивановское. Дискуссии на экологическую тематику были поддержаны практическими занятиями в парке и городе (на Варшавском шоссе).

В Центральной библиотеке ребята познакомились с системой учета и хранения фондов, с возможностями, которые предоставляет библиотека и читальный зал. Все желающие записались в читальный зал с намерением прийти в него в ближайшее время.

Логическим завершением занятий стала конференция, на которой выступили с небольшими докладами все участники пилотного проекта. По результатам конференции подведены итоги, и учащиеся школы "Юные экологи" получили свидетельства об окончании очередного курса 2008 года.

Любопытны отзывы ребят на проведенные занятия. По ним можно сделать вывод, что в целом проект этого года удался, и проработать направления работы на следующий год, которые учащимся будут интересны. 

М.В.Москина, учитель информатики

Назад

Hosted by uCoz