К оглавлению

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей № 5»

на 2010 – 2015 годы

 

Моделирование непрерывного вариативного образования как условие формирования компетентностей участников учебно-воспитательного процесса.

 

Принята

на заседании Совета учреждения

Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5»

Протокол № 4 от 30.08.2010 г.

Председатель Совета учреждения

___________________ Д. Г. Волков

 

 

г. Подольск Московская область

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Анализ реализации программы развития лицея (2005 – 2010 г.).

1.1.  Информационная справка о реализации запланированных мероприятий.

1.2.  Деятельность школы по распространению инновационного опыта.

1.3.  Выполнение бизнес-плана.

Раздел 2. Главные проблемы развития лицея.

Раздел 3. Актуальность программы.

3.1. Почему возникла необходимость данного проекта.

3.2. Суть данного проекта.

3.3. Программа развития – основа образовательной политики лицея.

Раздел 4. Миссия школы.

Раздел 5. Цели и задачи внедрения программы.

Раздел 6. Приоритетные направления программы развития.

Раздел 7. План реализации программы развития.

7.1. Стратегия и этапы реализации.

7.2. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата.

7.3. Риски и минимизация их влияния.

 

Раздел 1. Анализ реализации программы развития лицея (2005 – 2010 г.).

 

1.1.  Информационная справка о реализации запланированных мероприятий.

Позади пять лет реализации программы развития лицея. Несмотря на трудности вхождения на новый этап творческой работы, он многое дал каждому педагогу и управленцу для понимания задач системного обновления школы.

Во-первых, мы осознали, что, проводя политику модернизации общего образования, государство установило программные цели, но не указало «сверху» механизмы их достижения, предоставив педагогическому сообществу вместе с родителями и учениками определить их в ходе социально-педагогических экспериментов, затрагивающих всю жизнедеятельность лицея.

Во-вторых, включение в эксперимент, который предполагает освоение и корректировку образовательных программ, построенных на другой, отличающейся от «знаниевой» методологической основе, поставило учителей перед фактом обязательного пересмотра своих установок, взглядов, позиций в педагогической деятельности.

Программой развития лицея определены этапы ее реализации.

I этап – организационный

На этом этапе необходимо было решить две задачи: обеспечить программу развития нормативной базой и определить маршруты выполнения программы развития.

Результатом этого этапа можно считать:

-                            создание картотеки нормативно-правовых документов по вопросам профильного обучения и предпрофильной подготовки;

-                            проведение тестирования всех субъектов образовательного пространства, обработка полученных данных и их анализ;

-                            составление планов работы по выполнению направлений программы развития.

II этап – практический

В 2006 – 2007 учебном году педагогический коллектив перешел к практической реализации запланированных мероприятий по направлениям программы развития.

Направление I. Обеспечение организационно правовых основ индивидуального учебного плана.

К уже существующему пакету нормативно правовых документов, регламентирующих деятельность лицея были добавлены новые локальные акты:

-                            «Положение о лицейской стратегической команде педагогов»;

-                            «Положение об элективных курсах»;

-                            «Положение о профильном классе» (новый вариант, составленный с учетом новой организации учебного процесса);

-                            «Положение об индивидуальном учебном плане», разработаны формы Договора «О взаимодействии с социальными партнерами», Договора с родителями «О порядке формирования индивидуального учебного плана».

Административной группой изучался, обсуждался и обобщался опыт других учреждений по различным способам реализации индивидуальных форм обучения.

Направление II. Введение модульно-рейтинговой технологии обучения.

В отчетный период была разработана циклограмма внедрения модульно-рейтинговой технологии в лицее, которая позволила отрегулировать механизм взаимоотношений всех субъектов образовательного пространства, стало четко видно, все ли «охвачено» процессом управления по реализации данного направления.

Для включения педагогического коллектива в процесс ценностно-смыслового, методологического самоопределения проведен комплекс мероприятий, образовательной и рефлексивной направленности:

-                            административное совещание «Ресурсное обеспечение модульно-рейтинговой технологии»;

-                            педсовет «Требования к организации учебного процесса в свете модульно-рейтинговой технологии»;

-                            собеседование с педагогами для формирования творческой группы учителей;

-                            практические занятия с творческой группой учителей «Урок, модуль, блок».

Результатом на данном этапе деятельности по реализации второго направления программы развития можно считать следующие разработки:

· «Методические рекомендации по составлению и оформлению учебных программ на основе модульной технологии»;

· Блочно-модульные программы по географии (10 класс);

· Блочно-модульные программы по общей биологии (10 класс).

Направление III. Создание системы раннего профилирования.

Описание опыта работы образовательных учреждений по данному направлению в педагогических изданиях встречается эпизодически и он методически мало разработан.

Для формирования базы научно - методических данных по вопросам ранней профилизации была сформирована кратковременная группа учителей «Искатель». Перед учителями была поставлена задача составить список литературы с краткой аннотацией опыта работы по данному вопросу и собрать все возможные печатные материалы. За этот период учителя побывали в магазинах, реализующих педагогическую литературу г. Подольска, г. Москвы, в библиотеках педвузов и различных учебных заведениях повышения квалификации учителей г. Москвы. Создана картотека материалов, предоставляемых на страницах Интернета.

Направление IV. Использование более объемных вариантов профориентаций за счет воспитательных возможностей образовательного пространства. Все усилия были направлены на разработку:

1)        комплекта материалов по психологическому сопровождению предпрофильной подготовки. Комплект содержит:

Ø Методику «Матрица выбора профессий»;

Ø Методику «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда);

Ø Методику Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии»;

Ø Набор профессиографических материалов для профессиональной переориентации;

Ø Профориентационную методику «Перекресток Пряшникова»

2) методик нестандартных форм проведения внеклассных профориентационных мероприятий:

Ø активизирующая профориентационная игра «Бизнес – риск – мен»;

Ø активизирующая профориентационная игра «Профессиональный пасьянс»;

Ø активизирующая профориентационная игра «Угадай профессию».

Направление V. Освоение личностно-ориентированных форм обучения педагогов.

Одним из ведущих условий эффективной организации различных нововведений в образовательный процесс мы считаем мотивационную методологическую и технологическую готовность учителей.

В лицее сделаны первые попытки создания для педагога условий для психологической поддержки, самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса. В рамках эксперимента разработано положение о психолого-методическом кабинете и состоялось его открытие.

Были определены основные направления в работе этой структуры.

Психологическая помощь

Методическая помощь

Информационно-аналитическая помощь

-     индивидуальные психологические консультации для учителей;

-     проведение тренинговых занятий;

-     часы рефлексии;

-     проведение индивидуальных методических консультаций;

-     систематизация и обобщение опыта педагогов МОУ;

-     создание базы видеоматериалов, аудиоматериалов из опыта работы;

-     часы рефлексии;

-     систематизация научных данных по различным аспектам организации образовательного пространства;

-     создание справочного информационного банка данных к «Образовательной карте города»;

На методических объединениях учителей были представлены презентации «Из опыта работы».

Направление VI. Создание образовательного пространства, формирующего здоровье.

Результатом работы по данному направлению за прошедший период можно считать:

-            разработку программ элективных курсов «Валеология», «Психогимнастика» (для классов спортивного профиля);

-            изучение методики оздоровления с использованием многофункционального массажера «Nuda Best NM – 5000».

- апробируется методика мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ, разработанная Институтом возрастной физиологии РАО и Центром образования и здоровья МО РФ. Данная методика позволяет изучить не только состояние здоровья и заболеваемость школьников, но также оценить психоневрологический статус учащихся, уровень физического развития и двигательной подготовленности, санитарно-гигиенические условия организации учебного процесса, режим дня, двигательную активность, физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия, педагогическую деятельность в ЗОЖ и т. д.

1.2.  Деятельность школы по распространению инновационного опыта.

Деятельность школы по распространению инновационного опыта

Мероприятия

Тематика

Ответственный

Сроки

1. Семинар-практикум для учителей физики г. Подольска

Психодидактика – новые технологии в преподавании физики

Тесницкий А. Н.

учитель физики, победитель конкурса педагогического мастерства «Лучшие учителя» в рамках ПНПО

октябрь 2006 г.

2. Семинар-практикум для руководителей МОУ г. Подольска

Составление программы развития и бизнес плана (из опыта работы)

Клевцова Е. И.

директор лицея

Горбачева Н. А.

зам. директора по НМР

декабрь 2006 г.

3. Мастер-класс для учителей истории

Основные требования к современному уроку истории и обществознания

Щенина О. Г.

учитель истории и обществознания, участник конкурса педагогического мастерства «Лучшие учителя» в рамках ПНПО

январь 2007 г.

4. Мастер-класс для учителей физики

Технология системного усвоения знаний

Тесницкий А. Н.

учитель физики, победитель конкурса педагогического мастерства «Лучшие учителя» в рамках ПНПО

12-17 февраля 2007 г.

5. Творческая лаборатория

Система накопления и применения дидактического материала

Тесницкий А. Н.

учитель физики, победитель конкурса педагогического мастерства «Лучшие учителя» в рамках ПНПО

март 2007 г.

6. Подготовка публикации

Нетрадиционные подходы к организации совместной деятельности педагогов

Горбачева Н. А.

заместитель директора по НМР

апрель-май 2007 г.

7. Семинар-практикум для руководителей МОУ г. Подольска

Кластерный анализ образовательной среды МОУ «Лицей № 5»

Клевцова Е. И.

директор лицея

Горбачева Н. А.

заместитель директора по НМР

март 2008 г.

8. Практико-ориентированный семинар руководителей МОУ г. Подольска

Система профориентационной работы в лицее

Клевцова Е. И.

директор лицея

педагогический коллектив

март 2010 г.

 

1.3.  Выполнение бизнес-плана.

Материально-техническое обеспечение  программы.

Все запланированное в бизнес-плане программы реализовано:

­  оснащен тренажерами и функционирует тренажерный зал;

­  в полном объеме используются созданный многофункциональный актовый зал;

­  оснащение учебных кабинетов интерактивными досками и видеоаппаратурой повысило качество преподавания уроков.

 

 

Раздел 2. Главные проблемы развития лицея.

 

Таким образом, анализ состояния школы в свете реализации программы развития позволил выявить ряд проблем.

Главные проблемы развития школы

Уровень проблемы

Проблема

Учащиеся

Необходимость постоянного повышения уровня владения ключевыми компетентностями, в том числе социальными;

самореализация в условиях недостаточной сформированности механизмов самоопределения, выбор индивидуальной образовательной  траектории.

Родители

Выбор индивидуальных образовательных траекторий для детей (профиля обучения), в связи с многообразием предложенных образовательных программ.

Учителя

Проблема выбора оптимальной образовательной технологии по системному принципу;

объективная оценка результатов своего труда в условиях компетентностно ориентированного вариативного образования;

необходимость постоянного повышения квалификации.

Управление и организация образовательного процесса

Отсутствие в вариативной части учебного плана курсов, отвечающих за  универсальность содержания образования;

упорядочение вариативности образовательной системы по профилям обучения;

необходимость преобразования системы внутришкольной оценки качества образовательного процесса и отсутствие наработанного диагностического инструментария оценки уровня компетентности учащихся в условиях вариативного обучения;

сложности при анализе результатов педагогической деятельности, выявлении и предупреждении ошибок, затруднений, перегрузки учащихся и учителей;

недостаточное развитие внутришкольной системы повышения квалификации учителей.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о необходимости коррекции и совершенствования модели образования школы.

 

Раздел 3. Актуальность программы.

 

3.1. Почему возникла необходимость данного проекта.

В настоящее время образование в России характеризуется переходом к постиндустриальному этапу развития общества. В образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что высокая образованность является сегодня средством социализации учащихся, условием их успешной деятельности. В настоящее время объективный фактор жизненного успеха - стремление к непрерывному образованию. Это современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В этих условиях обновление образовательной системы, особенно общеобразовательной школы, становится объективной необходимостью. В связи с этим возрастает значение школьного образования как среды формирования ключевых компетентностей, без владения которыми все другие этапы непрерывного образования оказываются малоэффективны. Основой формирования компетентностей становится вариативность образования. Определенная трудность в этом плане заключается в отсутствие в педагогической науке до настоящего времени четкого понимания вариативности. Нормативная основа вариативного образования, закрепленная в Законе РФ «Об образовании», означает, с одной стороны, многообразие образовательных учреждений, разноуровневость, дифференцированность образовательных программ, возможность непрерывного и опережающего образования, многообразие целей, педагогических задач, подходов, методов и форм обучения в разнообразных учебных заведениях; с другой стороны - прав обучающихся на свободный выбор мнений, убеждений, индивидуальных образовательных траекторий в соответствии со своими потребностями, способностями и планами.

Вариативное образование, в конечном счете, нацелено на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одними из важнейших показателей качества образования.

Все вышесказанное определило ключевую идею программы развития нашей школы «Моделирование непрерывного вариативного образования как условие формирования компетентностей участников учебно-воспитательного процесса».

Общее среднее образование обеспечивает базис, служащий основой для развития созидательных возможностей каждого человека, его самовыражения и самореализации в разнообразных, динамично изменяющихся сферах деятельности.

 

3.2. Суть данного проекта.

Руководствуясь социальным заказом, школой разработана «модель выпускника», которая представляет собой интеллектуальную и нравственно развитую личность, имеющую универсальное образование, позволяющее адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, интегрироваться в систему мировой и национальной культур, обладающую навыками исследовательского труда, готовую к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ.

Основной объект проектирования содержания 9-летней школы – культура, т.е. способы материальной и духовной деятельности, выработанные человечеством, которые могут быть усвоены личностью и стать её достоянием. У учащихся на этой ступени должна быть сформирована общекультурная компетентность, т.е. готовность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Ее разделяют на подвиды: предметная компетентность; коммуникативная компетентность; социальная компетентность. Общекультурная компетентность развивается в старшей школе и профессиональных учебных заведениях.

Основной объект проектирования содержания старшей школы - профиль, т.е. совокупность внутренних, однородных постоянных по содержанию структурных элементарных единиц деятельности человека, которые определяют требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке и становятся общими для одной группы профессий (А.А. Макареня) [1]. У выпускника старшей школы должна быть сформирована профильная компетентность, т.е. готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания, которые необходимы для профессионального самоопределения и самореализации личности. Она способствует становлению собственной внутренней позиции личности, как устойчивого отношения к себе, к людям, к миру. Профильная компетентность развивается в профессиональном учебном заведении.

Процесс формирования компетентностей личности непрерывен.

Все выше сказанное позволило сформулировать гипотезу развития школы: собственная модель вариативного обучения на основе личностно-ориентированного и компетентностного походов, способствующая самореализации субъектов образовательного процесса.

 

3.3. Данная программа развития является основой образовательной политики лицея.

Она определяет содержание деятельности по обеспечению развертывания приоритетов лицея в сфере воспитания, обучения и развития учащихся.

Ее особенностью является то обстоятельство, что она есть продолжение, реализованной к настоящему времени, программы развития на период 2005 – 2010 г. Поэтому ее соответствующие положения выстраиваются, исходя из результатов реализации предыдущей программы.

Программа развития школы - стратегический, нормативно-правовой документ, обеспечивающий гарантированный переход современной школы на новый уровень качества образования.

В основе Программы лежат:

1. Нормативные документы, определяющие развитие российского образования на ближайшие 10 лет.[2]

2. Ведущие теоретические положения: теория педагогического проектирования (А.П.Аношкин[3], В.М.Монахов[4]), концепция компетент-ностного подхода в образовании (Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В.Соколова,[5] Дж. Равен[6]), концепция профильного обучения (В.М.Монахов, С.Н.Рягин[7], Е.В. Воронина[8], и др.), научные подходы к созданию программ развития школ различных типов (Г.И.Скворцова[9], Е.В.Воронина[10], М.М. Поташник[11] и др.).

3. Практический опыт функционирования как основного общеобразовательного учреждения «Лицей № 5»: по развитию лицейского образования; по организации профильного обучения; по организации опытно-экспериментальной деятельности.

 

Раздел 4. Миссия школы.

 

     Стать образовательным центром в микрорайоне, выбирая направления и профили работы, интересующие население;

     Обеспечить:

1.     получение качественного основного и общего образования каждым учеником в соответствии с индивидуальными возможностями;

2.     сформированность социального оптимизма, который проявляется через:

а) социальную инициативу;

б) готовность к конструктивному изменению окружающей среды;

в) устойчивую гражданскую позицию;

г) умение адаптироваться в быстро меняющемся мире.

 

Раздел 5. Цели и задачи внедрения программы.

 

Цель: совершенствование модели вариативного образования, обеспечивающей приобретение участниками УВП опыта, на базе которого возможно их самоопределение и самореализация.

Задачи:

1.         Достижение нового качества образования путем формирования ключевых компетентностей учащихся через эффективное использование педагогических технологий в образовательном процессе по направлениям:

·           гуманитарное

·           социально-гуманитарное

·           социально-экономическое.

2.         отобрать содержание образования с учетом познавательных потребностей и учебных возможностей учащихся;

3.         выявить и создать организационно-педагогические, научно-методические, мониторинговые условия, направленные на обеспечение формирования ключевых компетентностей учащихся за счет внедрения новых организационных форм обучения;

4.         создать условия для формирования личностно-смыслового отношения к образовательному процессу на основе повышения уровня владения школьниками метазнаниями, сформированности способов познания и оценочной деятельности;

5.         Систематизировать работу по обеспечению социально-педагогического сопровождения;

6.         совершенствовать организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

7.         формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью представления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.

Раздел 6. Приоритетные направления программы развития.

 

Направление I. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

 

Направление II. Совершенствование системы вариативного образования.

 

Направление III. Создание и реализация комплексной системы здоровьесберегающей среды.

 

Направление IV. Совершенствование системы работы с одаренными детьми.

Направление V. Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса.

 

Направление I. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

Постепенный переход на новые образовательные стандарты в школе в 2010 – 2022 годах является одним из ключевых направлений президентской инициативы «Наша новая школа». Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентацией на результат образования. Результат образования определяется сформированностью компетентности учащихся.

Идея обновления образовательного процесса посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий) может быть реализована путем решения следующих задач:

1.         Необходимо внедрить и апробировать новые УМК.

2.         Широко использовать проектные технологии на всех ступенях школы, апробировать современные образовательные технологии.

3.         Ввести в содержание предметного образования и воспитательных программ компетентностной составляющей при сохранении их фундаментальности, интегрированности, развивающей направленности и здоровьесбережения.

4.         Создать условия для достижения педагогами лицея необходимой профессиональной компетентности для эффективного внедрения в практику современных технологий, способствующих достижению запланированных образовательных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     I     II    III    IV   I      II   III    IV    I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление II. Совершенствование системы вариативного образования.

Главным в работе образовательного учреждения мы считаем оптимальное выполнение социального заказа.

Образовательные потребности участников социального заказа

Государство:

социализация учащихся, стремление их к непрерывному образованию, что возможно на основе формирования ключевых компетентностей через построение образовательного процесса по вариативному принципу.

Учащиеся:

формирование базиса для продолжения образования;  самоопределение и самореализация.

Родители:

готовность самостоятельно приобретать и использовать знания, которые необходимы для профессионального самоопределения и самореализации личности.

Учителя:

повышение профессиональной компетентности, удовлетворенность результатами педагогического труда.

Учреждения профессионального образования:

готовность учащихся к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ.

 

 

 

В процессе реализации социального заказа ключевым показателем становится вариативность образования. Реальные возможности школы в плане представления вариативных образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования.

Для выявления проблем развития лицея был проанализирован его опыт работы по реализации принципа вариативности в предоставлении образовательных услуг.

В нашем образовательном учреждении представлены различные формы обучения (надомное обучение, классно-урочная форма обучения), которые могут быть выбраны учащимися и родителями в зависимости от их индивидуальных особенностей. Преобладающей остается классно-урочная форма обучения. Педагоги лицея используют различные варианты форм организации обучения (урок, семинар, лекция, практические занятия, олимпиады, экскурсии, конкурсы, консультации и т. д.).

Необходимым условием обеспечения качества педагогического процесса является вариативность в использовании методов обучения и образовательных технологий. Наряду с традиционными методами и технологиями объяснительно-иллюстрированного обучения, педагоги лицея используют современные образовательные технологии, главные из которых: технологии личностно - ориентированного обучения и воспитания; технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; технология дифференцированного обучения; технология индивидуализации обучения.

Для учащихся и их родителей в лицее предлагаются различные варианты образовательных программ и профилей обучения, адекватных личным качествам учащихся и их запросам.

Для дальнейшего обновления и совершенствования образовательного пространства на основе принципа вариативности необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать опыт работы лицея по реализации принципа вариативности;

2. продолжить формирование содержания образования по вариативному принципу;

3. сформировать систему вариативных форм контроля качества обучения школьников;

4. использовать различные варианты методов обучения и образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     I     II    III    IV   I      II   III    IV    I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

 

 

 

 

 

 

 

Направление III. Создание и реализация комплексной системы здоровьесберегающей среды.

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях сегодня как никогда актуальна и требует поиска новых подходов к решению.

Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья по мере школьного обучения.

Ребенок приходит в школу и на многие годы она становится для него окружающей средой, в которой существуют факторы, влияющие на здоровье ученика: недостаточное освещение, дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирование соматических структур и функций, обеспечивающих позитивные свойства системы адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т. д. – наиболее управляемой является организация здоровьесберегающего педагогического пространства.

Образование, формирующее здоровье, возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития каждого школьника.

Содержание работы по данному направлению будет определяться следующими задачами:

1.         повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения;

2.         разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни;

3.         введение в структуру учебного предмета «Физическая культура» оздоровительных занятий;

4.         создание социально-психологических комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса;

5.         введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья;

6.         формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни;

7.         методическое обеспечение вылеологического сопровождения образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     I     II    III    IV   I      II   III    IV    I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

 

 

 

 

 

 

Направление IV. Совершенствование системы работы с одаренными детьми.

Основной целью функционирования лицея как развивающейся системы становится личностная самоактуализация и будущее самоопределение обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

Самоактуализация – желание человека стать тем, кем он может стать (Маслоу 1987, р22). Исследование Маслоу показало, что большинство людей нуждаются в самосовершенствовании и ищут его. И только некоторые, как правило, одаренные люди, достигают самоактуализации. Дела обстоят так неблагополучно, потому что многие дети не видят своего потенциала, склонны сомневаться и даже боятся своих способностей, к тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к самоактуализации.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний для создания оптимальных условий развития и обучения детей с разносторонними способностями необходимо решить следующие задачи:

1.         создавать механизмы реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей одаренных детей;

2.         совершенствовать научно-методические психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей;

3.         выявить «проблемные точки» в работе с одаренными детьми;

4.         разработать систему целенаправленностей подготовки обучающихся к олимпиадам различного уровня, начиная с начальной школы;

5.         разработать конкретные рекомендации по работе с одаренными детьми;

6.         создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

7.         развивать исследовательскую деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     I     II    III    IV   I      II   III    IV    I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление V. Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса.

Реализация программы развития лицея предполагает создание такой модели выпускника, чтобы он обладал высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску новых, неординарных подходов в решении жизненных и профессиональных проблем, высокой конкурсной способностью на рынке труда. Способность к таким действиям напрямую связана с устойчивыми личностными характеристиками: уверенность в себе, способность преодолевать трудности, способность к целеполаганию и выбора жизненного пути, коммуникативную компетентность в сфере межличностных отношений. В связи с этим, в контексте целей и задач программы развития, социально-психологическое сопровождение становится важным аспектом организации учебно-воспитательного процесса.

Все основные мероприятия социально-психологической службы направлены на создание психологической комфортности условий обучения учащихся и сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.

Деятельность СПС ориентирована на запросы учащихся и их родителей, преподавателей, администрации лицея и реализует следующие задачи:

1.         изучение новых достижений в области практической психологии, с целью использования их в своей работе для получения качественных результатов в осуществляемой работе по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

2.         социально-психологическое сопровождение личностной и социальной адекватности лицеистов в различные периоды обучения;

3.         создание условий для оказания поддержки участникам образовательного процесса;

4.         повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     I     II    III    IV   I      II   III    IV    I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 7. План реализации программы развития.

 

7.1. Стратегия и этапы реализации.

I. Организационный этап.

1. Изучение и анализ опыта работы школ подобного направления.

Результаты: Создание банка методических разработок для обеспечения реализации основных направлений Программы развития.

2.         Проведение анализирующего тестирования всех субъектов образовательного пространства.

Результаты: Составление планов реализации основных направлений программы развития.

II. Практический этап.

Изучение, разработка, апробация методик моделирования вариативного образования.

Результат: Создание банка данных по реализации  принципа вариативности в организации образовательного пространства (из опыта работы педагогического коллектива).

III. Заключительный этап.

Проведение мониторинга образовательной деятельности.

Результаты: Аналитическая справка по итогам реализации Программы.

 

7.2. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата.

Направления

развития

2010-2015 гг.

Содержание мониторинга

Совершенствование модели вариативного образования на младшей и средней ступени обучения как основа предпрофильной и профильной подготовки школьников.

1.Психолого-педагогичекий консилиум «Сформированность навыков исследовательской деятельности как ключевой компетентности» (для параллелей   классов).

2.Мониторинг «Эффективность применения элементов театральной педагогики в начальной школе».

3.Мониторинг оптимальности   организации и проведения учебных профориентационных экскурсий   для формирования ключевых компетентностей.

4.Мониторинг готовности  девятиклассников к выбору профиля обучения.

5.Мониторинг эффективности предпрофильной подготовки учащихся средней ступени обучения.

Формирование модели содержательно-деятельностного аспекта профильных предметов на основе профильной компетентности.

1.Мониторинг «достаточности» и оптимальности УМК, используемых для обучения в профильных классах.

2.Мониторинг эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

3.Мониторинг результативности функционирования школьного научного общества.

4.Микроисследование «Оценка содержания и результативности проектной деятельности учащихся».

5.Мониторинг изменения уровня учебной мотивации учащихся в связи с использованием нетрадиционных форм организации учебного процесса.

6. Изучение уровня сформированности познавательных интересов. Сравнительные результаты достижений учащихся по традиционной и инновационной программам.

7. Анализ готовности учащихся к продолжению образования (по результатам итоговой аттестации 4, 9, 11 классов)

Разработка диагностического инструментария проверки сформированности компетентностей.

1. Семинар «Совершенствование системы оценивания знаний учащихся. Различные формы контроля при изучении предметов профильного и непрофильного уровня».

2. Использование методики А.В. Усовой по определению коэффициента усвоения знаний и коэффициента эффективности при характеристике, что служит критерием владения школьниками метазнаниями.

3. Использование методики Р.Г. Ивановой и А.Г. Иодко как критерия сформированности способов познания  (по сформированности исследовательских умений на основе эксперимента).

4. Применение методики независимых характеристик Л.В. Жаровой для определения критерия сформированности оценочной деятельности (по сформированности самооценки относительной собственной самостоятельной деятельности).

5. Мониторинг деятельности школьного консультационного центра.

6. Педсовет «Проблема оценивания и компетентностный подход или «научение успехом»

7. Семинар «Технология проведения лабораторного практикума как условие для формирования профильной компетентности»

Совершенствование системы управления образовательным и воспитательным процессами.

1.Мониторинг запросов социума на предоставление образовательных услуг (в основном и дополнительном образовании, в профильном обучении).

2.Мониторинг степени удовлетворенности социума качеством предоставляемых образовательных услуг.

3.Мониторинг готовности педколлектива к дальнейшему участию в инновационной деятельности.

4.Микроисследование «Качество организации и эффективность внутришкольной системы повышения квалификации учителей»

5.Педсовет «Создание условий для самоопределения учащихся в условиях многопрофильной школы»

6.Педсовет «Особенности управления образовательным и воспитательным процессом при компетентностно-ориентированном обучении».

8.Семинар «Формирование конструктивного подхода учителя к выбору учебно-методического комплекса условиях профильного обучения»

Материально-техническая база и финансово-хозяйственное обеспечение.

Анализ материального обеспечения учебного и воспитательного процесса, результатов инвентаризации.

Обеспечение контроля за рациональным расходованием бюджетных средств. Анализ формирования сметы.

 

 

7.3. Риски и минимизация их влияния.

Риски

Мероприятия по снижению рисков

Со стороны учителя можно встретить нежелание пересматривать имеющийся опыт, нормы отношений «учитель-ученик» и виды взаимодействий на фоне личного нездоровья, загруженности большим количеством учебных часов, недостаточной обеспеченности  методической и материально-технической базы школы

Комплексное повышение педагогической компетентности через различные формы повышения квалификации.

Административное поощрение кадров.

Несоответствие уровня притязаний учителя и общественной ценности его деятельности снижает внутреннюю мотивацию на реализацию программы развития

Анализ социального заказа. Участие работников школы в разработке и реализации программы развития.

Снижение показателей ЕГЭ в условиях профильного обучения

Включение в учебный план элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Излишнее количество учащихся в классах одного профиля, их нехватка в классах других профилей

Анализ социального заказа. Коррекция работы школьного консультационного центра. Сетевое взаимодействие со школами по вопросам реализации профильного обучения.

 



[1] Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология. Часть 1- Новокузнецк: Из-во ИПК, 2002.-191с.

[2] Конвенция о правах ребенка, Законы РФ «Об основных гарантиях прав    ребенка», «Об образовании», закон «Об образовании города Москвы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,  городская программа  «Столичное образование – 4», окружная образовательная программа.

[3] Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск,1997.

[4] Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград,1995.

[5] Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М. 2003.

[6] Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация.. -М., 2002.

[7]Рягин С.Н. Проектирование процесса обучения старшеклассников на основе профильной компетентности.- Омск.-2003.

[8]Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и  методическое сопровождение.-М., 2006.

 [9] Скворцова Г.С. Программа развития: от концепции к реализации//ЛГО.-№5.,2007.

[11] Управление современной школой.-М.,1992.

 

 

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz