На главную

«СОГЛАСОВАНО»

И. о. Председателя Комитета

по образованию и молодежной политике

Администрации г. Подольска

____________________ В. В. Полевой

«____» ____________2006 г.

 

Принята

на заседании Совета учреждения

Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5»

Протокол № 4 от 30.08.2005 г.

Председатель Совета учреждения

___________________ В. В. Мозгова

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Лицей № 5»

на 2005 – 2010 годы

 

Моделирование оптимальной системы профильного обучения с использованием ресурсов образовательного пространства лицея.

 

г. Подольск Московская область

2005 г.

Цели и задачи Программы:

 

Цель:

Создание условий обучения, воспитания, развития, которые в оптимальной степени будут способствовать переходу на новый качественный уровень предпрофильного и профильного обучения.

 

Задачи:

1.     Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый качественный уровень обучения.

2.     Создать в лицее мотивационную систему профильной ориентации, носящей не только информационный, но и диагностический, развивающий конструктивный характер.

3.     Определить, апробировать и внедрить современные подходы по формированию индивидуальных образовательных траекторий освоения обучающимися всех учебных дисциплин.

4.     Создать условия для развития ключевых компетентностей профессиональной деятельности учителей по проблемам профильного обучения.

5.     Обеспечить внедрение технологий управления системой образования, скоординировать с новейшими технологиями процесса образования.

6.     Отработать образовательные технологии, адекватные возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье.

 

I.                Современное состояние образовательной деятельности лицея

 

В настоящее время ведется поиск оптимальных путей введения профильного обучения, методов и средств его реализации в общеобразовательных учебных заведениях. В целях решения возникших проблем в нашем учебном заведении разработана программа развития «Моделирование оптимальной системы профильного обучения». Данная программа соответствует приоритетам концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, областной целевой программе «Развитие образования Московской области на 2001 – 2005 г.г.», Мега-проекта «Развитие образования в России. Среднее образование».

Разработке программы развития педагогической системы с профильным обучением предшествовал анализ существующих проблем нашего учебного заведения.

Исходя из анализа, были выделены факторы, позволяющие осуществлять инновационную деятельность по избранной теме на базе МОУ «Лицей № 5».

К таким факторам были отнесены:

Традиции школы в обучении и воспитании детей в последнее десятилетие.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» - одно из старейших учреждений г. Подольска. 19 октября 2005 года школе исполнилось 104 года. Статус лицея присвоен в 1992 году. Лицей создан по инициативе Администрации г. Подольска (постановление №1582 от 14.09.92 г.), Управления по образованию Московской области (приказ №725 от 05.10.92 г.).

Сегодня МОУ «Лицей №5» - многопрофильный лицей, основная функция образования в котором состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые основы культуры личности, осуществляет методы и принципы обучения, направленные на развитие интеллекта учащихся, их способностей к учебно-плановой, исследовательской деятельности и творчеству.

В лицее реализуются типовые, адаптированные, развивающие программы обучения, направленные на профильное обучение, создана хорошая материально-техническая база.

В лицее 818 учеников. Успеваемость - 100%, качество обучения - 50%. За последние три года 20 учащихся выпущены с золотыми и серебряными медалями. С 2000 года 11 учеников стали призерами областных предметных олимпиад. Лицей №5 является одним из лидеров по количеству победителей в городских олимпиадах (143) и всевозможных конкурсах (27). В 2004-2005 учебном году 2 ученика стали стипендиатами премии Губернатора Московской области Б.В. Громова.

Лицеисты - активные участники внешкольных городских и областных мероприятий. С 2003 года - 21 победитель в городе, 1 победитель в областном конкурсе сочинений на тему: «Гагарин в моей жизни».

С 2000 года в МОУ «Лицей №5» функционирует лицейское научное общество (ЛНО), в состав которого входят 162 обучающихся, занимающихся научно-исследовательской экспериментальной работой. Успехи ЛНО высоко оценены в городе, области, России, на международных конкурсах. Победителей и лауреатов в области - 5, в России - 19, в международных конкурсах - 6.

II.              Достаточно высокий кадровый потенциал школы

 

В лицее работает 87 высококвалифицированных учителей.

Имеют награды:

-       «Заслуженный учитель Российской Федерации» -3;

-       «Отличник народного просвещения» -6.

-       «Почетный работник общего образования Российской Федерации» -3.

Среди педагогов лицея - 10 наших выпускников, избравших профессию учителя и вернувшихся в родную школу.

Высокий уровень мастерства, профессионализм педагоги лицея подтвердили в городском конкурсе «Педагог года».

-     1998г. - учитель математики Корнева А.В.;

-     2000г. - учитель физической культуры Маслова М.С.;

-     2003г. - учитель математики Широчкина Е.Ю.

4 педагога стали лауреатами конкурса.

 

 

 


 

 


 

 


 

III.            Престиж школы, основанный на многолетней результативной работе педколлектива.

Анализ сильных и слабых сторон образовательного учреждения «Лицей № 5» г. Подольска Московской области.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Степень известности школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Местонахождение школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Положительные отзывы о деятельности школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Отрицательные отзывы о деятельности школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Уровень образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Новаторский потенциал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Гибкость обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Эффективность системы управления образовательным учреждением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки сильных и слабых сторон образовательного учреждения:

1, 2, 3              - удовлетворительный уровень

4, 5, 6, 7          - хороший уровень

8, 9, 10                        - отличный уровень

У лицея крепкие связи с московскими и российскими вузами, являющимися социальными партнерами в самоопределении обучающихся:

-                   с МГТУ - Московским Государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана;

-                  с МГОУ - Московским Государственным областным университетом;

-                  с МИСиС - Московским институтом стали и сплавов;

-                   со Среднерусским университетом;

-                   с ВЛГИФК - Великолукским государственным институтом физической культуры.

Плодотворно сотрудничает лицей со спортивным клубом «Витязь». С 1997 года в лицее создаются спортивные классы, первый выпуск которых произведен в 2003-юду (профиль реко-римская борьба). В 2005 году по договору с детской юношеской спортивной школой по хоккею создан 8«С» класс на базе хоккейной команды.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5», расположенное в центре Подольска, давно стало базой проведения научно-методической работы Комитета по образованию и молодежной политике:

-                  научных конференции;

-                  методических объединений;

-                  предметных олимпиад;

-                   единого государственного экзамена.

IV.  Значительные наработки школы в области отбора и реализации современного образования.

         

 

V.              Основные результаты экспериментальной работы.

 

За 13 лет работы в экспериментальном режиме «школа-лицей» (с 01.10.92) и «лицей» (с июня 1995 г. - после государственной аккредитации) совершенствовалась структура образовательной системы.

За это время были сформированы следующие профили:

1 физико-математический;

2 социально-гуманитарный;

3 химико-биологический (естественный);

4 социально-экономический;

5 технологический;

6 технический;

7 спортивный;

Профили менялись в соответствии с социальным заказом. Открыты 1-8 классы интенсивного потока. Так как за лицеем остается микрорайон, мы не пытаемся обеспечить себе лучшие контингенты учащихся, возлагая на других проблемы работы с обычными детьми.

Четыре года работали классы педагогической поддержки (ранее - классы компенсирующего обучения).

Наш педагогический коллектив вышел на практическое решение задачи дифференцированного обучения в условиях многопрофильного лицея.

Пришлось немало потрудиться над созданием этой модели учебного заведения. Активная работа с родителями, учащимися, тщательное изучение социокультурных запросов помогли выявить социальный заказ микрорайона школы. За этим последовала напряженная законотворческая деятельность по созданию основополагающих документов: договоров с ВУЗами, «Положения о лицее», Устава лицея (он корректировался трижды: после принятия Закона об образовании, внесения в Закон изменений, дополнений и принятия нового Типового положения об общеобразовательной школе и ФЗ №122). Создан пакет нормативных документов: локальные акты, должностные инструкции.

В 2001 году лицей получил статус «Кандидата на федеральную экспериментальную площадку» по проблеме: «Разработка модели образовательной среды развития личности ребенка» (приказ Минобразования России №1128 от 22.03.01г.) В 2003 году принял участие в Областной Целевой программе «Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы» по теме: «Внедрение модели профильного обучения в г. Подольске на примере Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №5». В 2005-2006 году лицей – участник эксперимента «Апробация и внедрение областного компонента государственного стандарта общего образования».

Вступив на путь эксперимента, мы поднялись на очередную ступеньку многолетней творческой работы педагогического коллектива по конструированию инновационного образовательного пространства. Накопленный опыт работы по формированию и отработке системы многопрофильного обучения позволяет определить приоритетные направления новой программы развития.

VI.            Приоритетные направления Программы:

Направление I. Обеспечение организационно-правовых основ индивидуального учебного плана (ИУП).

Внедрение на старшей ступени общего образования нового Базисного учебного плана, двухуровневого государственного стандарта создает условие для формирования разнообразных моделей профильного обучения. Помимо профильных классов, предлагающих старшеклассникам единый учебный план того или иного профиля, возможной формой становится организация процесса обучения по индивидуальному учебному плану.

Педагогический коллектив накопил опыт формирования содержания отдельного профиля. Принцип построения учебного плана в 10-11 классах основан на идее добавления к базовому компоненту государственного стандарта компонента повышенного уровня, определяющего специализацию каждого конкретного предмета. Но построение обучения на основе ИУП меняет порядок формирования учебного плана, а также порядок составления и форму расписания. Основным приоритетом данного направления будет являться подготовка родителей, учителей и учеников к переходу на новую организацию учебного процесса.

Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным планам являются:

1.                Федеральный закон «Об образовании».

2.                Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

3.                Федеральный Базисный план для среднего (полного) общего образования.

4.                Устав МОУ «Лицей № 5».

Возникает необходимость внести изменения в следующие разделы устава:

-       организация образовательного процесса;

-       участники образовательного процесса;

-       локальные нормативные акты;

-       управление общеобразовательным учреждением.

Одним из ключевых направлений позволяющим открывать новое для лицея направление является, вопрос, касающийся механизмов введения индивидуального учебного плана.

Для ответа на этот вопрос, мы расчленили проблему на основные составляющие:

-       «проблемы учителя»;

-       «проблемы ученика»;

-       «проблемы администрации».

В ходе реализации этих составляющих необходимо:

1)     учителю:

-       осознание и решение психолого-педагогических аспектов перехода на ИУПы;

-       создание новой дидактической системы организации обучения учащихся по ИУПам.

2)     ученику:

-       осознание своих интересов, способностей и уровня исходной подготовки по выбранным предметам;

-       умение проектировать свою учебную деятельность.

3)     администратору:

-       освоение методик формирования учебного плана лицея на основе ИУПов и школьного расписания;

-       решение вопросов кадрового и финансового обеспечения работы по ИУПам.

 

 

 


 

 I  II  III   IV   I   II   III  IV   I   II   III  IV       I   II    III   IV   I    II   III    IV

 

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

 

 

 

Направление II. Введение модульно-рейтинговой технологии обучения.

С введением профильного обучения в старшей школе должна соответствующим образом изменятся система преподавания учебных предметов. Это связано в первую очередь с тем, что преподавание тех или иных учебных дисциплин должно быть скорректировано под каждого школьника в зависимости от степени его заинтересованности в изучении предмета. В этом и заключается суть индивидуального подхода, который реализует профильная школа. Внедрение модульно-рейтинговой системы потребует значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах в оценке качества подготовки учащихся.

Работа эта интересная и перспективная, многое предстоит обсудить и проверить в эксперименте.

 


 I   II  III IV   I   II  III IV   I     II    III   IV     I     II     III   IV   I      II    III   IV

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Направление III. Создание системы раннего профилирования.

В документах, касающихся введения профильного обучения в школах России, важная роль отводится деятельности по организации предпрофильного обучения в 9 классе. В действительности подготовка учащихся к выбору профиля – длительный, многоэтапный процесс. На наш взгляд, соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звене.

На наш взгляд определение профиля обучения помимо традиционных содержит проблемы, требующие нетрадиционных решений. Очевидно, что предугадать заранее на уровне пятого класса будущий выбор очень сложно. Поэтому мы не ставим целью определить профильную направленность для обучающихся с 5-го класса. Наша задача – создать условия, в которых врожденная склонность ребенка реализуется максимально.

 

 


I   II  III  IV I  II   III    IV  I   II   III   IV     I   II  III   IV   I      II    III   IV

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

 

 

Направление IV. Использование более объемных вариантов профориентации за счет воспитательных возможностей образовательного пространства.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение направлены на подготовку учащихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Ученые социологи подсчитали, что 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям. Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, сделать правильный прогноз. В новом федеральном учебном плане на предпрофильную подготовку отведено 100 часов, из них только 1/3 объема предполагается отводить на информационную работу и мероприятия профильного характера.

Для качественного проведения профориентационной работы, на наш взгляд, целесообразно использовать свободное время учащихся.

В лицее разработана структура внеурочной профориентационной деятельности, она имеет несколько направлений:

-  массовые, досуговые мероприятия (предметные КВНы, конкурсы «Презентация профессий»);

-  недели «Погружение в профиль» (пробы выбора профиля обучения, добровольное тестирование, определяющее качество знаний по профильному предмету, пресс-конференция с учащимися профильных классов);

-  информационные лекции с использованием средств телекоммуникаций;

-  родительские собрания «Презентация профиля»;

-  открытые заседания лабораторий научного лицейского общества учащихся;

-  мероприятия социально-психологической службы (тестирование, анкетирование учителей, учащихся, родителей);

-  представления музыкального театра «Профиль».


 

  I   II  III  IV   I   II   III    IV    I   II   III   IV   I     II     III   IV   I   II  III   IV

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Направление V. Освоение личностно-ориентированных форм обучения педагогов.

Важной проблемой профильного обучения является подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. Информационный подход к организации внутришкольного обучения учителей входит в противоречие с современными концепциями развивающего и личностно-ориентированного обучения обучающихся. Очевидно, что для реализации данного направления необходимо освоить  личностно-ориентироаванные формы обучения педагогов, используя инновационные технологии обучения (проектные, информационные, дистанционные)дминистрацией уже сделаны первые попытки создания для педагога условий для психологической поддержки, самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса, использования личных достижений педагогов в общих интересах. В лицее работает кабинет психолого-методической поддержки учителей, особенности его функционирования оговорены в разработанном в 2003 году положении.

Новые требования, предъявленные Программой развития лицея к организации внутришкольного обучения учителей, диктуют внедрение более эффективных форм и качественных изменений условий его проведения.

На первый план выходит материально-техническое оснащение этих преобразований.

1.                Оснащение кабинета психолого-методической поддержки учителей компьютером, принтером, сканером, множительной техникой даст возможность:

-  проводить презентацию исследовательских работ учителей;

-  проводить разнообразную диагностику успешности педагогической деятельности;

-  использовать Интернет для самообразования;

-  создавать личные сайты, на которых учителя смогут отображать результаты своей педагогической деятельности;

-  активизировать процесс изучения чужого опыта работы.

2.     Переоборудование актового зала в многофункциональный лекционный зал дает возможность проводить обучение учителей на более высоком методическом уровне, с использованием ТСО.

 

 

 

 

I  II   III    IV   I  II   III  IV      I   II   III  IV    I  II  III   IV   I   II  III   IV

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Направление VI. Создание образовательного пространства, формирующего здоровье.

Подготовить учащегося к самостоятельной жизни - это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической и социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоя­тельному позитивному жизнепроживанию.

Образование, формирующее здоровье, возможно только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития каждого школьника.

Содержание работы по данному направлению будет определяться следующими задачами:

1)               формирование ответственного позитивного отношения к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни;

2)               формирование позитивного психологического и социального здоровья у подростков;

3)               создание системы, возможной коррекции и придания устойчивости здоровья у детей;

4)               введение в структуру социально-психологической службы медицинской профессиональной ориентации и врачебного профессионального консультирования.

5)               Введение в структуру образовательного процесса оздоровительных занятий.

 

 

 I   II  III  IV   I   II  III  IV    I   II  III  IV     I   II  III  IV   I   II  III  IV

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

VII.         Актуальность программы.

 

Почему возникла необходимость создания данного проекта.

Прошлый опыт работы по вопросам профильного обучения учащихся, а также высокий кадровый потенциал, престиж лицея, а, самое главное, достаточно высокий уровень креативности мышления группы учителей-экспериментаторов и руководителей учреждения, создает условия для внедрения инновационной образовательной программы.

Анализируя опыт работы своего и других общеобразовательных учреждений города, мы обнаружили, что ни одно из них еще не осуществляло такой деятельности, которая запланирована в Программе развития. В то же время результаты социологических исследований подтверждают, что потребность такого рода образовательных услуг чрезвычайно велика.

Суть данного предложения состоит в следующем.

Во-первых, учащиеся опираясь на свои склонности, интересы, профильные и профессиональные, выбирают учебные предметы будущей профилизации и уровень учебных программ, по которому они хотели бы изучать эти предметы.

Во-вторых, использование модульно-рейтинговой технологии позволит разгрузить ученика при сохранении достаточно высокого уровня обученности.

В третьих, за счет продуктивного использования резервов второй половины дня, материально-технического оснащения лицея появится возможность оказывать новые образовательные услуги. Мы планируем на базе вновь оборудованного многофункционального лекционного зала:

-        проводить учебные, информационные лекции, эпизодического и курсового характера для учителей, учащихся и их родителей;

-        планируем организовать демонстрации видеофильмов, DVD-дисков  образовательного содержания и разработать программу лектория, по проблемам Программы развития с использованием мультимедиа оборудования.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:

1.                Изменения в учебном процессе

-                  индивидуализация учебного процесса;

-                  дифференциация учащихся в процессе обучения.

Индикатор – анализ работы по расписанию, составленному на основе ИУПа.

2.                Изменения в результатах обучения

-                  улучшение качества знаний учащихся;

-                  повышение уровня самообразования и учебно-познавательной мотивации;

-                  позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Индикатор – осознанный выбор учащимися профиля обучения.

3.                Формирование благоприятного морально-психологического климата в лицее.

Индикатор – рост престижа лицея в социуме; анализ социологического опроса.

4.                Формирование здоровьесберегающих технологий обучения.

Индикатор – отсутствие отрицательной динамика здоровья детей.

Срок действия Программы

2005 – 2010 г. г.

Этапы реализации Программы

 

 

I.                 Организационный.

Изучение и анализ педагогического опыта работы школ подобного направления (август 2005 – декабрь 2005 г.)

Результаты:

1.               Создание банка методических разработок для обеспечения нормативной базы программы.

2.               Проведение анализирующего тестирования всех субъектов образовательного пространства (август 2005 – декабрь 2005 г.)

Результаты:

Составление программ развития по направлениям  Программы развития.

II.               Практический.

1)               Изучение, разработка и апробация методик формирования индивидуальных учебных планов, лицейского УПа и расписания (2006 – 2007 г.)

Результаты:

1.     Составление экспериментального учебного плана лицея и расписания занятий.

2.     Создание банка данных по различным способам организации индивидуальных форм образования.

3.     Составление рекомендаций для учащихся и родителей по формированию ИУПа.

2)               Разработка программы индивидуального ориентирования ученика в мире профессий (2007 – 2008 г.)

Результаты:

Составление каталогов профилей обучения для 4-ых и 7-ых классов.

3)               Проведение мероприятий по материально-техническому оснащению программы (2006 – 2008 г.)

Результаты:

1.               Создание медиатеки профильной направленности.

2.               Создание лекционной аудитории для учащихся (учебных коллективных работ) и учителей (для повышения их квалификации), где возможно использование всех современных ТСО.

4)               Анализ методических рекомендаций и выработка направлений работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии (2007 – 2009 г.)

Результаты:

Пилотные программы модульного построения содержания курсов общей биологии, географии, обществознания.

III.             Заключительный.

Проведение мониторинга образовательной деятельности лицея (2009 – 2010 г.)

Результаты:

Аналитическая справка по итогам реализации Программы развития.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

Ресурсы, необходимые для реализации Программы развития:

1.   Переоборудования актового зала в многофункциональный зал:

-      комплект стульев с пюпитрами;

-      лекционно-акустическая система, звуковые колонки;

-      светозащитные жалюзи с механизмом зашторивания;

-      видеокассеты, лазерные диски;

-      телевизионная установка «Кинотеатр».

2.   Компьютерное обеспечение работы социально-психологической службы:

-      2 компьютера, принтер, сканер, ксерокс.

3.   Доплата сотрудникам, реализующим инновации Программы развития.

4.   Комплект тренажеров для физкультурного зала.

5.   Обеспечение научно-методической литературой и другими материалами.

Объем и источники финансирования Программы:

Расчетный объем финансового обеспечения на период реализации Программы развития (2005 – 2010 г.) –1750000 рублей.

Планируемые каналы поступления:

-  муниципальный бюджет;

-  средства МОУ «Лицей № 5» (платные дополнительные образовательные услуги);

-  спонсоры;

-  социальные партнеры;

-  средства по наказам избирателей депутатам Московской областной Думы и другие.

Средства, выделенные по реализации приоритетного национального проекта «Образование», дали бы возможность коллективу МОУ «Лицей № 5» выполнить все направления Программы развития в полном объеме.

Порядок управления реализацией Программы:

Ответственным за реализацию Программы развития является:

Клевцова Е. И. – директор МОУ «Лицей № 5», руководители структурных подразделений и учителя-экспериментаторы.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы:

Мониторинг в лицее – это комплекс различных методик диагностики образовательного пространства:

-      традиционная система анализа результатов успеваемости;

-      рейтинговая система оценки результатов успеваемости;

-      критериально-ориентированное тестирование по направлениям Программы развития;

-      психологическая диагностика учащихся и учителей;

-      социологический опрос и анкетирование в социуме.

Куда направляется данная версия Программы:

Данная версия Программы развития в составе пакета документов МОУ «Лицей № 5» направляется в региональную организационную группу по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

На главную

Hosted by uCoz