ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 3 от 15.10.2013 г.
|
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ «Лицей № 5» № 59/7 от « 16 » 10. 2013 г. ______________Е.И.Клевцова |
об элективных курсах
учащихся 10-11-х классов
Муниципального общеобразовательного
учреждения « Лицей № 5 »
г. Подольска Московской области
1. Общие положения
1.1. Положение об элективных курсах (курсах по выбору) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в соответствии:
- с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
– Письмом Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
– Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.2. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной содержательной частью профильного обучения на старшей ступени лицея. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования » дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные процессы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.
2. Организация работы элективных курсов
2.1. В учебный план лицея включаются элективные предметно-ориентированные курсы.
Задачи курса данного вида:
· дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
· уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне;
· создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;
· формировать у учащихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность);
· для самоопределения каждого обучающегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности;
· развития содержания одного или нескольких учебных предметов.
2.2. Содержание курсов:
Программы курсов по выбору включают углубление и расширение отдельных тем базовых общеобразовательных программ, являясь как бы надстройкой профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета в 9-11-х классах.
Прохождения экспертизы программ элективных курсов осуществляют: на муниципальном уровне определяется соответствующими положениями муниципальных органов управления образованием, если это авторский курс учителя лицея; предметной кафедрой и руководством лицея, если используется рабочая программа на основе опубликованного авторского курса других педагогов.
2.3. В лицее элективные курсы вводятся по предметам, соответствующим социальному заказу и могут быть межклассными.
2.4. Формы обучения.
Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач.
Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.
Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно-исследовательская и т.д. ).
3. Организация учебно-воспитательного процесса при реализации программ элективных курсов.
3.1.Наполняемость групп для изучения элективных курсов устанавливается в соответствии с действующими нормативами.
3.2. Преподавание курсов ведется по рабочим программам, разработанными педагогами лицея.
3.3. Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим условиям:
· учитывать особенности обучающихся, интересующихся профилями лицея;
· знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся;
· опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
· нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам;
· уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация.
3.4. Преподавание элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием элективных курсов, которое может быть совмещено с расписанием факультативных занятий. Между началом элективного курса и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 40 минут.
3.5. Ведение элективного курса фиксируется в журнале факультативных занятий и не имеет оценок.
3.6. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
· программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу, разработки учителей города, области, страны;
· систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;
· оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;
3.7. Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена:
· анализом отметок по предметам, связанным с элективным курсом;
· количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
· проведением анкетирования учащихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
· результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
· качеством знаний при дальнейшем обучении или поступлении в ВУЗ.