Назад

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол

   3  от 15.10.2013 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОУ «Лицей № 5»

59/7 от « 16 » 10. 2013 г.

 ______________Е.И.Клевцова

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об элективных курсах

учащихся 10-11-х классов

Муниципального общеобразовательного

учреждения  « Лицей № 5 »

г. Подольска Московской области

 

1.      Общие положения

 

1.1. Положение об элективных курсах (курсах по выбору) разработано на основании  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в соответствии:

- с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

– Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

– Письмом Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

–  Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

1.2. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной содержательной частью профильного обучения на старшей ступени лицея. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования » дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов  (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные процессы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.

 

2.      Организация работы элективных курсов

 

2.1. В учебный план лицея  включаются элективные  предметно-ориентированные курсы.

Задачи курса данного вида:

·      дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

·      уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне;

·      создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;

·      формировать у учащихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность);

·      для самоопределения каждого обучающегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности;

·      развития содержания одного или нескольких учебных предметов.

 

2.2. Содержание курсов:

Программы курсов по выбору включают углубление и расширение отдельных тем базовых общеобразовательных программ, являясь как бы надстройкой профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета в 9-11-х классах.

Прохождения экспертизы программ элективных курсов осуществляют: на муниципальном уровне определяется соответствующими положениями муниципальных органов управления образованием, если это авторский курс учителя лицея; предметной кафедрой и руководством лицея, если используется рабочая программа на основе опубликованного авторского курса других педагогов.

2.3. В лицее  элективные курсы вводятся по  предметам, соответствующим социальному заказу и могут быть межклассными.

2.4. Формы обучения.

 Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач.

 Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.

          Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно-исследовательская и т.д. ).

 

3.      Организация учебно-воспитательного процесса при реализации программ элективных курсов.

 

3.1.Наполняемость групп для изучения элективных курсов устанавливается в соответствии с действующими нормативами.

3.2.   Преподавание курсов ведется  по рабочим программам, разработанными педагогами лицея.

3.3.  Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим условиям:     

·          учитывать особенности обучающихся, интересующихся профилями лицея;

·         знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся;

·         опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;

·         нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам;

·         уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация.

3.4. Преподавание элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием элективных курсов, которое может быть совмещено с расписанием факультативных занятий. Между началом элективного курса и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 40 минут.

3.5. Ведение элективного курса  фиксируется  в журнале факультативных занятий и не имеет оценок.

3.6.  Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:

·           программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу, разработки учителей города, области, страны;

·           систему творческих заданий для учащихся, творческие  работы учащихся,  материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований;

·           оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности;

3.7. Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена:

·         анализом отметок по предметам, связанным с элективным курсом;

·         количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;

·         проведением анкетирования учащихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;

·    результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

·    качеством знаний при дальнейшем обучении или поступлении в ВУЗ.

Назад