ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ
Урок 1.
Цели урока:
- познакомить с классом программ - электронные таблицы, их назначением, основными функциями;
- научить заполнять и форматировать таблицы.
· Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
· Воспитание творческого подхода к работе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Технология: проблемная
Форма проведения урока:
Программное обеспечение урока:
· персональные компьютеры;
· программы Excel, Power Point .
Термины:
• электронная таблица
• столбец, строка, ячейка
• типы данных: числа, текст, формулы
Теоретические основы урока.
Электронные таблицы - программы для обработки числовой информации, представленной в табличном виде. Основные возможности:
• создание, редактирование и форматирование таблиц;
• выполнение вычислений;
• построение диаграмм и графиков.
Рабочее поле - таблица.
|
Элементы таблицы:
столбцы - А, В, С...
строки - 1, 2, 3...
ячейки - А1, ВЗ, С8...
Типы данных:
- числа (целые, вещественные, денежный формат, дата/время);
- текст - произвольный набор символов;
- формулы - последовательность символов, начинающаяся со знака «=».
Арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), возведение в степень (^).
Для решения многих жизненных задач мы используем таблицы. Например, у бухгалтеров почти все документы таблицы, где ведется учет показателей развития различных отраслей промышленности, с/х, результаты удобно представить и анализировать в виде таблиц и различных диаграмм. Даже журнал учителя – это тоже таблица. Одним словом таблицы встречаются везде – у ученых, исследователей, на складе, в торговых предприятиях, при составлении отчетов, правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год, родителям приходится планировать как личный и семейный бюджеты.
Давайте попробуем решить задачу вычисления площади и периметра любого прямоугольника, заданного своими сторонами. Для решения задачи составим таблицу:
a |
b |
s |
p |
|
|
|
|
Для обработки информации, представленной в табличной форме, используются электронные таблицы.
В настоящее время табличных процессоров много Самой большой популярностью пользуется Excel, так как имеет большое количество возможностей.
На примере этой программы раскроем принцип работы и назначение электронных таблиц и решим поставленную проблему.
Объяснение нового материала (презентация).
Практическая часть.
«Вычисления в Excel».
1. Вычислить периметр и площадь прямоугольника, заданного своими сторонами (например, а = 5 см, b = 7 см).
Проводится практическая работа, посвященная выполнению несложных вычислений в среде электронных таблиц Excel.
Цель работы: познакомиться с операциями ввода, редактирования и форматирования данных в электронных таблицах Excel.
Программное обеспечение: Microsoft Excel.
Задание 1. Вычислить периметр и площадь прямоугольника.
Математическая модель: Р = 2(а + b), S = ab.
Порядок работы:
2. Запустить программу Microsoft Excel командой [Пуск - Программы - Microsoft Office - Microsoft Excel] или ярлыком на Рабочем столе.
3. Ввести в ячейки Al, Bl, C1, D1: «а», «b», «Р» и «S», соответствующие принятым в математике обозначениям.
4. Ввести в ячейки А2 и В2 значения длин сторон прямоугольника (например, 5 и 7).
5. Ввести в ячейку С2 формулу для вычисления периметра:
5. Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления площади:
=А2*В2 ¿
6. Выделить ячейки от А1 до D2 и установить границы ячеек кнопкой .
7. Выделить ячейки от А1 до D1. Отформатировать ячейки полужирным шрифтом () по центру () размером шрифта 12.
8. Выделить ячейки С2 и D2. Применить к ним заливку серым цветом ()
9. Переименовать Лист 1 в «Прямоугольник» (команда Переименовать контекстного меню).
Попробуйте решить другую проблему.
Задание 2. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника, заданного своими катетами (например, а = 3 см, b = 4 см).
Математическая модель
P = a + b + c, S = 1/2ab.
Проблему 2 учащиеся решают самостоятельно. При необходимости оказывается помощь учителя.
10. Перейти на Лист 2 и переименовать его в «Треугольник».
11. Ввести в ячейки Al, Bl, C1, Dl, Е1: «а», «b», «с», «Р» и «S», соответствующие принятым в математике обозначениям.
12. Ввести в ячейки А2 и В2 значения длин катетов треугольника (например, 3 и 5).
13. Ввести в ячейку С2 формулу для вычисления гипотенузы:
=(A2^2+B2^2)^(1/2) ¿
14. Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления периметра:
=А2+В2+С2 ¿
15. Ввести в ячейку Е2 формулу для вычисления площади:
=А2*В2/2 ¿
16. Установить границы всех ячеек кнопкой . Отформатировать ячейки первой строки полужирным шрифтом () по центру () размером шрифта 12. Применить к ячейкам с результатом заливку серым цветом .
17. Сохранить документ в своей папке под именем «Вычисления.xls».
Анализ практической работы.
Ученики повторяют назначение электронных таблиц; называют ячейки таблицы, в которые введен текст (Al, Bl, C1, D1, Е1), числа (А2, В2) и формулы (С2, D2, Е2); сравнивают приемы форматирования текстового редактора Word и электронных таблиц Excel.
Домашнее задание.
§ 3.2.1, 3.2.2, № 3.9