К оглавлению

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ

Урок 1.

Цели урока:

-     познакомить с классом программ - электронные таблицы, их назначением, основными функциями;

-     научить заполнять и форматировать таблицы.

 

Задачи урока:

·       Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

·       Воспитание творческого подхода к работе.

 

Тип урока: усвоение новых знаний

 

Технология: проблемная

 

Форма проведения урока:

 

Программное обеспечение урока:

·       персональные  компьютеры;

·       программы  Excel, Power Point .

 

Термины:

          электронная таблица

          столбец, строка, ячейка

          типы данных: числа, текст, формулы

 

Теоретические основы урока.

Электронные таблицы - программы для обработки числовой информации, представленной в табличном виде. Основные возможности:

          создание, редактирование и форматирование таблиц;

           выполнение вычислений;

           построение диаграмм и графиков.

Рабочее поле - таблица.

 

А

В

С

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

 
 


Элементы таблицы:

столбцы - А, В, С...

строки - 1, 2, 3...

ячейки - А1, ВЗ, С8...

 

Типы данных:

-         числа (целые, вещественные, денежный формат, дата/время);

-    текст - произвольный набор символов;

-     формулы - последовательность символов, начинающаяся со знака «=».

 

Арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), возведение в степень (^).

 

Для решения многих жизненных задач мы используем таблицы. Например, у бухгалтеров почти все документы таблицы, где ведется учет показателей развития различных отраслей промышленности, с/х, результаты удобно представить и анализировать в виде таблиц и различных диаграмм. Даже журнал учителя – это тоже таблица. Одним словом таблицы встречаются везде – у ученых,  исследователей, на складе, в торговых предприятиях, при составлении отчетов, правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год, родителям приходится планировать как личный и семейный бюджеты.

Давайте попробуем решить задачу вычисления площади и периметра любого прямоугольника, заданного своими сторонами. Для решения задачи составим таблицу:

a

b

s

p

 

 

 

 

Для обработки информации, представленной в табличной форме, используются электронные таблицы.

В настоящее время табличных процессоров много Самой большой популярностью пользуется Excel, так как имеет большое количество возможностей.

На примере этой программы раскроем принцип работы и назначение электронных таблиц и решим поставленную проблему.

 

Объяснение нового материала (презентация).

 

Практическая часть.

 

«Вычисления в Excel».

1.      Вычислить периметр и площадь прямоугольника, заданного своими сторонами (например, а = 5 см, b = 7 см).

 

Проводится практическая работа, посвященная выполнению несложных вычислений в среде электронных таблиц Excel.

Цель работы: познакомиться с операциями ввода, редактирования и форматирования данных в электронных таблицах Excel.

Программное обеспечение: Microsoft Excel.

 

Задание 1. Вычислить периметр и площадь прямоугольника.

Математическая модель: Р = 2(а + b), S = ab.

 

 

Порядок работы:

2.     Запустить программу Microsoft Excel командой [Пуск - Программы - Microsoft Office - Microsoft Excel] или ярлыком на Рабочем столе.

3.   Ввести в ячейки Al, Bl, C1, D1: «а», «b», «Р» и «S», соответствующие принятым в математике обозначениям.

4.     Ввести в ячейки А2 и В2 значения длин сторон прямоугольника (например, 5 и 7).

5.   Ввести в ячейку С2 формулу для вычисления периметра:

=2*(А2+В2) ¿

 

5.    Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления площади:

=А2*В2 ¿

6.    Выделить ячейки от А1 до D2 и установить границы ячеек кнопкой .

7.     Выделить ячейки от А1 до D1. Отформатировать ячейки полужирным шрифтом () по центру () размером шрифта 12.

8.    Выделить ячейки С2 и D2. Применить к ним заливку серым цветом ()

 

 

9.    Переименовать Лист 1 в «Прямоугольник» (команда Переименовать контекстного меню).

 

Попробуйте решить другую проблему.

Задание 2. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника, заданного своими катетами (например, а = 3 см, b = 4 см).

Математическая модель

P = a + b + c,   S = 1/2ab.

 

Проблему 2 учащиеся решают самостоятельно. При необходимости оказывается помощь учителя.

10. Перейти на Лист 2 и переименовать его в «Треугольник».

11. Ввести в ячейки Al, Bl, C1, Dl, Е1: «а», «b», «с», «Р» и «S», соответствующие принятым в математике обозначениям.

12. Ввести в ячейки А2 и В2 значения длин катетов треугольника (например, 3 и 5).

13. Ввести в ячейку С2 формулу для вычисления гипотенузы:

=(A2^2+B2^2)^(1/2) ¿

 

 

14.             Ввести в ячейку D2 формулу для вычисления периметра:

=А2+В2+С2 ¿

15.             Ввести в ячейку Е2 формулу для вычисления площади:

=А2*В2/2 ¿

16. Установить границы всех ячеек кнопкой . Отформатировать ячейки первой строки полужирным шрифтом () по центру () размером шрифта 12. Применить к ячейкам с результатом заливку серым цветом .

 

17.  Сохранить документ в своей папке под именем «Вычисления.xls».

Анализ практической работы.

Ученики повторяют назначение электронных таблиц; называют ячейки таблицы, в которые введен текст (Al, Bl, C1, D1, Е1), числа (А2, В2) и формулы (С2, D2, Е2); сравнивают приемы форматирования текстового редактора Word и электронных таблиц Excel.

 

Домашнее задание.

§ 3.2.1, 3.2.2, № 3.9

К оглавлению