К оглавлению

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»

Интегрированный урок в 6 классе по

теме: «Музыка и обыкновенные дроби»

 

 

Выполнила учитель математики МОУ «Лицей №5»

Широчкина Елена Юрьевна

г. Подольск

 2009г.

 

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция-цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция же как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменять обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединять получаемые знания в единую систему.

  Одной из форм реализации идеи интеграции в школьной практике является интегрированный урок. На таких уроках здание математики как бы создаётся на глазах у учащихся, причём с их посильным участием; отчётливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека.

 Предлагаем вашему вниманию интегрированный урок по теме «Дроби и ноты»

 Цели урока:

-          закрепление знаний учащихся об обыкновенных дробях (приведение к общему знаменателю, сравнение дробей);

-          обобщение понятия о дробях на основе их распространения на ситуации с нотами;

-          закрепление видения нот как своеобразной (безцифровой) знаковой формы дробей;

-          расширение кругозора учащихся;

-          воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету.

Оборудование: караоке; опорная схема «Дроби и ноты»; раздаточные карточки (по числу учащихся); задания для учащихся, оформленные в виде плакатов.

 

Ход урока.

I.                   Оргмомент

II.                Объяснение материала новой темы

    Мы живём в мире звуков. Люди давно научились записывать различные звуки с помощью специальных знаков. Звуки человеческой речи, например, записываются с помощью букв, а музыкальные звуки записываются с помощью нот.

    Ноты отличаются по длительности звучания. Самая «длинная» нота – целая. Её обозначают знаком . С точки зрения математики целую ноту можно принимать за единицу. Давайте послушаем, как долго звучит эта нота.

     (Учитель демонстрирует длительность звучания целой ноты со счётом вслух: «1-и-2-и-3-и-4-и».)

   Запишем:

   -целая (1).

 Нота вдвое короче называется половинной и обозначается . Послушаем длительность звучания половинной ноты…

 Какая же дробь соответствует половинной ноте? Половинной ноте соответствует дробь

 Запишем:

-          половинная

.

Послушаем ноту, которая ещё в два раза короче…

Это четвёртая.

Запишем:

-          четвёртая

.

 

   Восьмая нота имеет  ещё меньшую длительность. Слушаем…

-          восьмая

.

   И, наконец, самая короткая нота – шестнадцатая…

-          шестнадцатая

.

III.Закрепление

(На доске появляется опорная схема.)

 

 

Вопрос: Какая же нота имеет наименьшую длительность? наибольшую?

   Сравним длительности звучания таких нот (плакат на доске):

 

 

1)

   Надо ли приводить эти дроби к общему знаменателю? Нет, не надо, так как у них одинаковые числители, а из двух дробей  с равными числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

2)

3)

4)

   Но в музыке не используется знак «+», поэтому равенства длительностей нот лучше записывать так:

Проверим эти равенства:

 

Задание 1. В приведённых равенствах одной ноты не хватает:

 

 

 Найдите недостающую ноту.

Решение.

 

   Посмотрим теперь на нотный стан, изображённый на доске и на раздаточных карточках:

  

 Из рисунка мы видим, что нотная запись разбита вертикальными линиями на отдельные части. Каждая такая часть называется тактом.

 

Задание 2.

Подсчитаем общую длительность всех нот, входящих в каждый такт (все ответы запишем в виде дроби со знаменателем 4)

,

 

 

Как видим, в каждом случае мы получили одно и тоже число – число

.

Это число называется размером музыкального произведения и записывается в начале нотного стана.

(Записываем.)

   Теперь послушаем то произведение, с нотной записью которого мы работали. Угадайте название этой песни.

   (Русская народная песня «Во поле берёза стояла».)

    Задание 3(на карточках). На карточке записана мелодия без разбиения на такты. Сделайте самостоятельно, зная размер произведения.

 

Вспомогательные записи (или устные вычисления):

Результат:

 

Послушаем эту мелодию и угадаем название песни.

(Белорусская народная песня «Перепёлочка».)

 

Задание 4.

Запишите дроби:

 Назовите общие признаки чисел.

  1. Все эти числа являются обыкновенными дробями.

  2. Числители всех дробей равны 1.

  3. Знаменатели являются чётными числами.

  4. Эти дроби соответствуют длительности звучания разных нот.

 

  Вопросы:

Какая из этих дробей наибольшая? наименьшая?

В каком порядке расположены эти дроби?

(В порядке убывания.)

 

IV.             Подведение итогов урока.

 

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz