К оглавлению

Современные подходы к профориентации

Опыт практического применения

Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы населением, и этому есть ряд причин.

Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество вузов и направлений работы увеличилось. Поэтому для многих делать профессиональный выбор стало все сложнее, соответственно, актуальность помощи в этом возросла.

Во-вторых, постепенно сформировалось доверие со стороны учащихся и родителей к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.

Профориентацию школьников чаще инициируют родители, перед которыми стоит вопрос  выбора высшего или среднего специального  учебного заведения  для своего ребенка.

На сегодняшний день мы в своей работе выделяем и используем четыре подхода к профориентации: информационный, диагностико-консультационный, развивающий, активизирующий методы.  Цель информационного подхода - обеспечение ученика и его родителей  разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях ,о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

В нашей школе эту информацию можно получить в кабинете профориентации. (Информация об образовательных выставках, днях открытых дверей, ярмарках вакансий, справочники, видеоматериалы.) Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, вузы и организации-работодатели. У человека, выбирающего профессию или место работы, есть все для самостоятельного поиска информации, главное – это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно.

Цель диагностико - консультационного подхода– установление соответствия учащегося тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей подростка и требований к профессиям.  Формы работы : анкетирование, комплексное тестирование,  психологическое консультирование, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества.

Этот подход применяется в профориентации для выбора и  профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п.. Цель развивающего подхода – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профориентационные тренинги.

Цель активизирующего подхода. – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы.

О необходимости применения всех четырех подходов

Таким образом, все направления должны быть системно представлены в комплексе, в противном случае существует опасность, что выбор будет сделан недостаточно осознанно или не будет сделан вовсе.

Рассмотрим некоторые крайние случаи «однобокой» профориентации.

Если человека, еще толком не научившегося выделять значимые критерии выбора, снабдить подробной информацией обо всех вузах его города, то есть большая вероятность, что такой объем сведений только еще больше запутает его и в итоге больше навредит, чем поможет. Иными словами, мы должны также научить этой информацией пользоваться и принимать на ее основе решения. Это невозможно без достаточного уровня самопонимания, без навыков анализа сложных ситуаций с множеством вариантов и факторов выбора.

Если же мы будем только помогать ученикам разбираться в себе, в своих особенностях, то есть риск, что у него останется очень смутное представление о том, кем же он может стать и куда ему идти с этим набором личностных свойств, интересов и способностей. Информация о профессиях, вузах и рынке труда, как мы видим, также необходима как знание о себе, и очень важно уметь их соотносить.

Бывает так, что информации и рекомендаций, полученных на этом этапе, оказывается недостаточно для принятия решения о дальнейших действиях. И тогда психологу приходится предложить подростку пройти в активизирующую карточную методику, позволяющую более осознанно и подробно разобраться с тем, что для него важно в будущей профессии, увидеть, из каких элементов состоит любая профессия, а также уточнить более глубокие причины того, почему ему подходит или не подходит та или иная специальность из полученного списка рекомендаций. Таким образом, при желании учащийся переходит на активизирующий этап профориентационной работы.

Если же ученику вполне достаточно результатов тестирования и беседы с психологом, то учащиеся, по желанию могут стать участниками того или иного тренинга, направленного на формирование важных для будущей учебы и профессиональной деятельности умений и способностей – мотивации к учебе, внимания и памяти, коммуникативных навыков и др.

Все учащиеся нашей школы получают возможность поработать с информативным справочником «Вузы Москвы», подобрать подходящее учебное заведение по выбранной профессии.

В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития.

 В нашей школе профориентационная работа начинается уже в младшей и средней школе. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду. Для этого психологи и преподаватели знакомят ребят с миром профессий: показывают тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности. После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах. Здесь важно заранее определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему. Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией. Иными словами, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, формирующие ценностно-смысловые аспекты самоопределения, и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения.   В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой, и здесь полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии, а на консультации с психологом он сможет выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность. Допустим, соответствие индивидуальных особенностей профессии установлено, но помимо этого важным является и смысловой аспект выбора: «Для чего я получаю это образование? Позволит ли учеба и будущая профессия реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания вуза?» Здесь снова эффективно помогают активизирующие методы. С помощью психолога старшеклассник может построить личную жизненную перспективу, составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставить наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе этой работы он может осознать препятствия, мешающие ему на пути к своей цели, – это могут быть трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и т.п. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги.  Полезной может стать карьерная профориентация – тестирование и консультация психолога, направленные на построение индивидуальной стратегии профессионального развития.

К оглавлению