К оглавлению

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Плясова Г.Н., учитель

русского языка и литературы

МОУ «Лицей №5» г. Подольска

1.Особенности адаптации 5-классников

Каждый учитель знает, что 5-й класс - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от привычных авторитетов, будь то родители или учителя. Ребенок отвергает тех, кто до этого привычно оказывал на него влияние, и  пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я».

Внешне это отчуждение проявляется в своеобразном негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых, что, естественно, приводит к конфликтам. Кроме того, для подростков в этом возрасте характерна крайняя эмоциональная нестабильность, что объясняется рассогласованием темпов роста и развития различных функциональных систем организма, т.е.  физиологическими особенностями подросткового возраста.

Учитель не может не учитывать объективные трудности, с которыми сталкиваются 5-классники:

- новые учителя и новые требования;

- возросший темп работы;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

-необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.

Чтобы помочь 5-классникам в период адаптации, учитель должен решить целый ряд проблем. Во-первых, обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителя.

Во-вторых, важно учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные дети, не умеющие быстро писать, не успевают; малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес.

Кроме того, при обязательной организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью нужно предоставить ребенку самостоятельности в учебной работе.

Самое главное, что умственная активность младших подростков велика, а способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Только успех станет стимулировать ребенка на достижения, развивать его самоконтроль, повышать самооценку.

Именно поэтому учитель вынужден на уроке искать формы работы, которые были бы интересны ребенку, давали возможности самореализации и повышали бы его самооценку.

 

2. Нетрадиционные элементы урока как фактор формирования положительной мотивации к обучению

Снижение интереса к учебе и уровня знаний учащихся можно объяснять множеством объективных причин, среди которых не последнее место занимает качество уроков. Привычные формы урока часто однообразны и предсказуемы и не дают ожидаемых результатов. Но отказаться от традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей невозможно. Каждый учитель на своих уроках ищет свои способы поддержания интереса обучающихся. На наш взгляд, для активизации мыслительной деятельности учащихся необходимы нестандартные приемы. Это не замена старых уроков, а их дополнение, вносящее оживление, разнообразие, повышающее интерес, способствующее совершенствованию учебного процесса.

Урок - гибкая система организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Учителя ищут разные способы для привлечения учащихся к активной работе. 5-классники не готовы к «взрослым» нетрадиционным урокам, но с удовольствием включаются в новые незнакомые формы работы. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата на уроке  необходимо выбирать такие формы работы, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является интерес обучающихся к изучаемому предмету и свобода творчества.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. С их помощью можно решить проблему дифференциации обучения и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ученики быстрее и лучше усваивают программный материал, охотно включаются в нетрадиционные формы работы, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение русскому языку должно решать целый комплекс задач, практических, воспитательных, образовательных и развивающих. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников, совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях. Воспитательные – формировать у обучающихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительное отношения к своему родному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения, аналитического мышления ребенка становится одной из важнейших задач учителя. На таких уроках создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности, так как учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе обучения. Чем более уместно использует учи­тель игровые приемы, наглядность, разнообразие форм работы, тем интереснее проходят уроки, проч­нее усваивается материал.

 

3. Лингвистические фантазии и «Языковой портфель»

3.1. Рисунки на лингвистическую тему.

Всем известно, что практически все дети любят рисовать. Рисование участвует в конструировании зрительных образов. Психологи и педагоги считают, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Ребенок, рисуя,  как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов. Все это приводит к новому осмыслению полученных знаний. Именно поэтому, на наш взгляд, рисование – очень уместный элемент урока русского языка в 5 классе. Можно рассказать о трех группах приставок в русском языке и предложить оформить привычную таблицу, но с большим удовольствием ребята нарисуют Приставочное дерево и докажут, что на нем должно быть только три ветки, причем на одной из них все листочки должны быть парными.

После знакомства с омонимами появляются рисунки с Морфемными клумбами, где из одного корня вырастают разные по лексическому значению цветы.

Известный педагог И. Дистервег считал, что «тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».  Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать их.

 По мнению многих ученых, детское рисование, будучи важным информационным и коммуникативным каналом, участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование может включаются в урок фрагментарно или занимать целый урок, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Так при повторении темы «Фонетика» учащиеся придумывают Фонетический город, архитектура которого должна передавать фонетические особенности русского языка: Гласные и Согласные звуки размещаются на разных улицах, при этом каждый гласный занимает целый дом, а большинство Согласных селятся парами в двухэтажных домах с пристройками для Непарных «жителей».

Предложенные варианты обсуждаются коллективно, каждый отстаивает свой проект и «строит» свой город, не забывая главных фонетических правил. На уроках обобщения знаний по морфологии ребята рисуют Морфологические крепости. Крепость была выбрана ими как символ постоянных признаков части речи, а все непостоянные «проживают» в туристических палатках.

На уроках повторения созданные рисунки служат учащимся опорным конспектом, позволяя вспомнить изученный материал. Кроме того, рисунок может быть материалом для проведения виртуальных экскурсий по «фонетическим городам» и «морфологическим крепостям». Такие путешествия в созданную учеником фантастическую страну прекрасно формируют навыки его устных высказываний.

Нетрадиционные формы работы создают нетрадиционную обстановку, снимающую психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках создается рабочая атмосфера  для максимального участия каждого обучающегося, а контроль знаний, навыков и умений учащихся проходит в «щадящем» режиме, что важно для 5-тиклассников. Таким образом, достигаются цели как методического, педагогического так и психологического характера

Подобная работа стимулирует интерес к изучению своего языка и способствует

 развитию познавательного интереса обучающихся. Необычное представление уже известного теоретического материала способствует более глубокому и осознанному его восприятию. Кроме того, такая форма работы позволяет дифференцировать обучение:  более «слабые» учащиеся ликвидируют пробелы в знаниях, а более «сильные» - расширяют свои знания.

Не менее важен момент определенной свободы творчества на этих уроках. Учитель задает тему, ставит задачу, а ученики ищут способы ее решения, предлагают свои варианты визуального воплощения теоретического материала, доказывают его преимущества, не боятся критики. На уроке создается атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание обсуждаемого рисунка, ученику необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления языкового материала.

Как правило, есть возможность отметить успехи каждого ребенка: кто-то лучше знает теорию и по ходу обсуждения сюжета рисунка объясняет ее своим одноклассникам, кто-то лучше рисует, и именно его версия имеет все шансы стать образцовой. Практически всегда возникает желание сделать работу как можно лучше, а иногда и переделать ее с учетом всех замечаний уже дома.

 

3.2. Лингвистические истории

Лингвистические истории – еще одна возможная нетрадиционная форма работы на уроке. Это, как правило, небольшие по объему сочинения на свободную тему, в которых четко сформулировано лингвистическое задание. Например, при повторении фонетики в начале года ребята сочиняют три «Согласные истории»: «Звонкая история», «Глухая история», «Шипящая история». Вот пример одной из них.

«Глухая история»

Кот Паша сушит сушки и тушит паштет.

-          Хотите кушать?

Спешат кошки, спотыкаются. Ушки пушистые, лапки цепкие. Тащат паштет. А цыплята и петушок хотят сушек.

- Сыты?

-Сыты! – шипят коты и кошки.

- Сыты! – пищат цыплята.

- Еще хочу! – шепчет пушистый кот.

-Цыц! Сыты!

При повторении темы «Члены предложения» в конце урока можно предложить ребятам придумать лингвистическую сказку. Они с удовольствием сочиняют сказки.

«Как существительное искало свою роль»

Решило существительное «Огонь» найти себе работу в Синтаксисе. Подумало стать определением. Нет, сложно очень, форм у меня маловато. А попробую я стать обстоятельством.

«В огне плавится железо».

 Нет! Все «где?» да «где?». Хочу быть дополнением.

«Мне нравится смотреть на огонь».

Не хочу быть второстепенным членом! Хочу быть главным – сказуемым.

«Мое любимое зрелище – огонь».

Нет! Тире передо мной поставили. Лучше я буду подлежащим.

«Огонь разгорается все ярче».

Такая роль мне подходит. Я самый главный!

В работе над корнями с чередованием поощрялось словотворчество.

 

При работе с падежами ребята пишут истории, рассказанные каждым падежом от первого лица.

 

Что рассказал о себе Родительный падеж.

   Хочу представиться, меня зовут  Родительный падеж. Мне очень грустно одному. У меня нет друга. У меня была собака  –У-Для- , но она пропала. Она вышла из дома и потерялась. Теперь я очень боюсь гулять. Там много опасностей. Я стою у окна и грущу. Дома у меня много игрушек, но играть одному скучно.

   Однажды ко мне приехала сестра –Из-У-. Зашла в дом и ужаснулась:

-Братишка, почему у тебя дома очень темно ?

-Я давно не видел солнца! Не видел неба! У меня нет друзей!

-Так, сейчас разберемся!

   -Из-У-  навела в доме порядок. Протерла вазу из стекла, накрыла стол из дерева, из шкафа взяла чашки из фарфора. Стало много света, и я поверил, что у меня будет много друзей.  

Что рассказал о себе Предложный падеж.

   Я люблю размышлять, думать, мечтать, вспоминать, рассказывать,  повествовать, рассуждать.

   Я рассуждаю о далеких странах, я думаю о своих друзьях, я мечтаю о большом доме, я вспоминаю о давних событиях, я рассказываю о своем прошлом, я рассуждаю о своем будущем, я повествую. Я рассказал своим друзьям о чудесной Франции, теперь они на выставке в знаменитом Лувре в прекрасном Париже. Я говорил родственникам о Египте, теперь они гуляют в огромной пустыне. Я повествовал о прекрасной Англии, теперь мои слушатели  в чудесном Лондоне.

   Я люблю рассказывать о себе и своих друзьях.

 

Такая форма работы позволяет не только закрепить парадигму по склонениям, но и понять значение каждого падежа. Добавляется важнейший элемент обучения – осознанность обучающимся выполняемых заданий.

Все работы (рисунки-иллюстрации языкового материала и лингвистические истории) собираются учащимися в «Языковой портфель», рассчитанный на этом этапе на два года. Портфель собирается учащимися в течение  года и продолжается в 6 классе.

В 6-м классе ребята будут сочинять «Фразеологичные истории из школьной жизни» и выполнять другие задания.

Структура «Портфеля» предлагается учителем и едина для всех учеников. Конечно, в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, поэтому место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

4.Вывод

Конечно, традиционный урок остается основной формой учебного процесса, но в современный урок обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей обучающихся: знание через понимание, последующее применение этого знания, а также анализ, синтез полученных знаний с их последующей оценкой  и самооценкой.

Нам кажется, что применение нетрадиционных форм работы на уроках русского языка оправдано, т.к. способствует:

формированию у обучающихся таких качеств личности, как самостоятельность и умение работать в коллективе;

выработке умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, учит ответственности за последствия своей деятельности;

мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

повышению интереса школьников к учению;

развитию творческой самостоятельности;

воспитанию культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; 

развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей  обучающихся.

Другими словами, в нетрадиционных формах уроков заложен как развивающий, так и воспитывающий потенциал.

Современный учитель живет в постоянном поиске, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Ведь именно школьному учителю нужно на практике реализовывать образовательную концепцию обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого   с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz