К оглавлению

Использование на уроках технологии метода «портфолио».

Модуль «Твоя профессиональная карьера» (9 класс)

 

 

Актуальность. В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время накоплена существенная теоретическая база по проблеме активизации учебной деятельности учащихся, которой посвящены труды Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др. Установлено, что к числу активных методов обучения, в частности относится, метод «портфолио».

В современной дидактике метод «портфолио» является одним из инновационных, перспективных и продуктивно направленных на качество учебной деятельности школьников. Интерес к данному методу проявлен со стороны многих авторов (Т. Г. Новиковой, М. А. Пинской, Н.С. Пряжникова С.Н. Чистякова и др.), в публикациях которых рассматривается ретроспективный анализ портфолио, опыт использования портфолио в зарубежном образовании.

Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется  противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.

Портфолио - такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.

Портфолио в традиционном понимании - коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.

Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

• Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.

• Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.

• Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных  достижений.

Структура «Портфолио самоопределения»:

1.  Памятка для учащегося.

1) Что даёт работа по формированию портфолио.

2) Как надо работать, формируя портфолио.

2. Компоненты портфолио.

Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».

1) «Могу» - тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.

- анкета для определения типа нервной системы;

- тест Айзенка;

- методика выявления стержневых черт характера;

- анкета самооценки учащихся.

2) «Хочу» - тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.

- опросник по Е.А. Климову;

- методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;

- ориентировочно - диагностическая анкета интересов;

- методика по определению потребностей личности.

3) «Надо» - формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.

- анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;

- сводная таблица.

3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».

- тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;

- мини-проекты.

Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.

Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.

Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.

 

Литература:

1.                      Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд. М., 2005.

2.                      Новикова Г.Н., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной политике. // Вопросы образования № 3. 2004.

3.                      Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы, 2000. № 1.

4.                      Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

5.                      Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

6.                      Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

7.                      Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие. М.: Академия, 2006.

К оглавлению