К оглавлению

Комитет по образованию и делам молодежи г. Подольска
Городское методическое объединение.

Выступление на ГМО

«Коррекция эмоциональной сферы средствами игровой терапии»

Подготовил: педагог-психолог МОУ «Лицей № 5»

Воропаева Н.Н.

2012г.

Коррекция эмоциональной сферы средствами игровой терапии

 

            Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной и гармоничной. Если дошкольник не умеет общаться со сверстниками, обидчив, задирист, агрессивен, не смеется вместе со всеми, не переживает, если заболела любимая собака и т.д. -это значит, что в эмоциональной сфере ребенка не все благополучно .

Эмоциональная сфера дошкольников

            Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни придавая им окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.

            По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты.

            Американский учёный Левинсон обнаружил, что отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль) вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные. Это свойство отмечено, у всех испытуемых, не зависимо от возраста и пола.

            Исследования функций головного мозга показывают, что левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции (радость, веселье), а правое полушарие – за отрицательные.

            В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов:

Ø  Наследственность;

Ø  Индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми;

Ø  Факторы обучаемости;

Ø  Развитие эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения).

            Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретённого в младенчестве и раннем детстве.

            От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешности его социального развития.

ž Игровая терапия.

            Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у маленьких детей с помощью выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.

            Игра стала использоваться в психотерапии с 1920-х годов психоаналитиками А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут. Поскольку дети не интересуются собственным прошлым, при работе с ними не может быть эффективно использован метод свободных ассоциаций. Поэтому был предложен метод наблюдения за игрой и метод исследования детских рисунков ("Дом-дерево-человек", "Кинетический рисунок семьи" и др). На этом этапе игра и рисунок рассматривались как диагностическое средство. Игра и рисунок - основные средства коммуникации ребенка, поскольку его способность выражать свои мысли и чувства еще сформирована слабо. Постулировалось, что ребенок в процессе игры или рисования проигрывает травматические переживания и, таким образом, отреагирует их, облегчая свое эмоциональное состояние.

Игротерапия в психоанализе

 

            Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйнсчитала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка.

            Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйнсчитала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка.

            Песочная терапия  одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

            Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

            Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога или борьбы в кабинете психолога, а, следовательно, перестают быть пугающими.

Принцип “терапии песком” был предложен К.Г.Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты – сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В любом случае, опыт и наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие взрослых и детей, это делает их замечательным средством заботы о душе (а именно так переводится медицинский термин “психотерапия”).

Песочная терапия может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, сказкотерапия, символдрама и др.

Не секрет, что язык бессознательного это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное пациенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.

            Метод песочной игры подходит для детей от трех лет (в последнее время опробован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.

            В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Психолог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую безоценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка психолог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей.

            Поэтому метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей. Каждый человек желает создавать что-то новое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в работе с песком.

            Так же метод подходит:

Ø  для детей агрессивных и способствует снятию агрессии. А также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей.Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре клиент и

Ø  .

 

Сказкотерапия

 

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, подростками и взрослыми. При этом этот метод подходит для людей с высшим образованием и для тех, кто его не имеет. Для мужчин и женщин. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно проработать с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми проработать всевозможные страхи. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

            Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. И так же является разновидностью игровой терапии.

            Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

            К сказкам обращались в своём творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева.

            Символично, что родина сказкотерапии как школы – это Санкт-Петербург. Другими словами, сказкотерапия – это одно из немногих направлений практической психологии, оформившихся на российской земле.

            Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы.

I. Этап спонтанного сложения и передачи историй

            С древних времён люди рассказывают друг другу истории из своей жизни, перессказывают друг другу увиденное, услышанное, пережитое, прочитанное. Народные и авторские сказки, мифы, легенды, притчи, анекдоты, байки, - жанры этого этапа многообразны. Лучшие сказочники прошлого и современности продолжают традицию этого этапа. Этот этап делает сказкотерапевта носителем древней традиции передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством передачи опыта, знаний о жизни социальной и духовной посредством увлекательной истории.

II. Этап научного осмысления метафорического материала

            Начиная с XIX века в умах многих образованных людей появляется мысль о сохранении фольклорного материала. С оформлением теории психоанализа наши коллеги стали говорить о скрытом смысле, символизме мифологических историй. Карл Густав Юнг первым высказался о психологическом назначении сказки, мифа, легенды. Благодаря работам последователей Юнга современные сказкотерапевты имеют идею о том, что в  сказке отражается психическая реальность человека, его внутренние ритмы, противоречия.

III. Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работ

            Мы называем этот этап «психотехническим». Действительно, «упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активирует ресурсы воображения, расширяет границы сознания. Благодаря тому, что сказку, метафору можно использовать как технику, у сказкотерапевтов не возникает конфликта ни с одной современной психологической школой. Метафора объединяет всех.

            Вобрав в себя основные тенденции этих трёх этапов, в 90-е годы теперь уже прошлого столетия оформляется концепция комплексной сказкотерапии. Здесь необходимо назвать имена Андрея Гнездилова, Владимира Проппа, Елены Романовой, Юрия Тележко, Елены Петровой, Татьяны Грабенко, Галины Николаевой, Игоря Вачкова. Благодаря этим и многим другим замечательным людям, подвижникам – постепенно оформляется концепция комплексной сказкотерапии, вбирающая в себя гуманистические идеи развития психологов, педагогов, философов древности и нового времени.

            Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

 

Жанры, используемые в сказкотерапии

 

            По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

            Как пишет Вачков И.В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

            Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.

 

Функция притч

 

            Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

            Если истории и притчи при психологическом консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

            Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

 

Функции сказок

 

            Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

Ø    о жизненно важных явлениях;

Ø    о жизненных ценностях;

Ø    о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

Ø      как устроен этот мир, кто его создал;

Ø      что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

Ø      какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

Ø      какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

Ø      какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Ø      как приобретать и ценить дружбу и любовь;

Ø      какими ценностями руководствоваться в жизни;

Ø      как строить отношения с родителями и детьми;

Ø      как прощать.

Ø  Типологии  сказок

            Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок:

1.Художественные сказки: К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

2.Народные сказки: Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

            В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

            Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

            Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

            Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

            Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

            Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки: Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

4.Дидактические сказки: В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки: Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

И вдруг однажды…

Ø  Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Ø  Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Ø  Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Ø  Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Ø  Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

            По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

            Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

            Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

            Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Обычно их пять.

1. Желание привлечь к себе внимание.

2. Желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

3.Желание за что-то отомстить взрослому.

4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.

5. У ребенка не сформировано чувство меры.

            Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторга по поводу сказки, она все равно запала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6.Психотерапевтические сказки: Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

            В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов  «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм  и другие.

            Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина).

            К детским сказкам условно можно отнести: «Красная Шапочка» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок как русских так и зарубежных авторов.

 

Особенности сказкотерапии с детьми

 

            По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

            От психолога требуется выполнение следующих условий:

Ø  При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

Ø  Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

Ø  Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Ø  Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

Ø  Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

Ø  Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

Ø  Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.

            В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

            Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Основные методы сказкотерапии

 

            Можно выделить несколько методов сказкотерапии.

Ø     Рассказывание сказки.

Ø     Рисование сказки.

Ø  Сказкотерапевтическая диагностика.

Ø     Сочинение сказки.

Ø     Изготовление кукол.

Ø     Постановка сказки.

            Ткач Р.М. описывает новые возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

Ø  Метод «Кататимный подход в сказку».

 

Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

 

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.

 

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

 

Метод «Изготовление кукол»

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

По мнению З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

Ø  звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

Ø  дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

Ø  необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

Ø  все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол     

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:                                                                                                                                                                                               

1.  Проведение психодиагностики.

2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4.  Развитие коммуникативных навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Развитие грубой и мелкой моторики.

7.  Разрешение внутренних конфликтов.

8.  Профилактика и коррекция страхов.

9.  Развитие речи.

10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11.  Коррекция отношений в семье.

12.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

 

 

Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

 

Использование  кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику  детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами).

Х. Дж. Джинотт (Цитат.по [2]) рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.  Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

 Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

Ø  Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

Ø  Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

Ø  Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

 

 

Метод «Кататимный подход в сказку»

 

            Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

            Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки  особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

            Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

            Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

            Фаза обсуждения (5-10 минут).  Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

            Однако  при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1.  Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2.   Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная мотивация.

            Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтовВачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М. и др.

            Описаны основные методы сказкотерапии.

Приложение №1 Бланк тестов адаптации к школе 1 класс.

            Литература.

 

 

1.      Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007.

2.      Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Грабенко Т. М. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

3.      Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008.

4.      Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

5.      Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2008.

6.      Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

диняться к клиенту и следованию за ним.

 

К оглавлению

Hosted by uCoz