К оглавлению

Педагогические достижения учителя математики

МОУ « Лицей №5» города Подольска Московской области,

победителя конкурса ПНПО 2009 года.

1.Тема инновации: «Овладение методикой мгновенного устного счета по Биллу Хендли».

Апробация и внедрение методики мгновенного устного счета по Биллу Хендли, позволяющей выполнять в уме такие вычисления, как  умножение, деление, сложение и вычитание больших чисел (чаще быстрее, чем набрать их на калькуляторе), операции с дробями (в том числе и с обыкновенными),  извлечение квадратных и кубических  корней;  молниеносно проверять, опять-таки в уме, полученный результат.

2.Обоснование.

Необходимость повышения вычислительной культуры учащихся, формирование сознательных и прочных вычислительных  навыков устного счета. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В дальнейшем полученные умения и навыки только совершенствуются и закрепляются. Повсеместное использование школьниками калькуляторов и решебников привело к тому, что в последние годы у ребят все чаще и чаще возникают затруднения в вычислениях и проверке правильности своих решений. Особенно ярко и полно это стало проявляться  в старших и выпускных классах, при сдаче ЕГЭ. Многие задания ЕГЭ требуют от учащихся высоких вычислительных навыков и их отсутствие незамедлительно сказываетсяна результатах, что приводит к снижению баллов.

Другой причиной является желание добиться того, чтобы ученики любили математику. Одной из основных причин того, что ребята утверждают, что они «не любят математику», состоит не в том, что они не любят математику как таковую, а в том, что не любят терпеть неудачи.Каким видом спорта нравится заниматься различным людям? Обычно таким, которым вы можете заниматься не хуже других. Наиболее верный способ сделать так, чтобы школьникам нравилась математика, - это дать им возможность добиваться успеха. В этом и состоит цель этой методики: дать возможность тем, кому еще вчера с трудом давались математические задачи, сегодня начать решать их с большим успехом. Одно дело сказать ученику: «У тебя все получится», и совсем другое - заставить его поверить в это.

3.Содержание.

Организация изучения школьниками методики Билла Хендли по овладению приемов быстрого устного счета и проверки своих ответов с целью обнаружения  в них ошибок еще до того, как их найдет учитель.

Покажем один из приемов устного  умножения на примере двузначных чисел из методики Билла Хендли.

Умножим 96х97. Запишем 96х97=  на листе бумаги нарисуем кружки под каждым из двух перемножаемых чисел.

Рассмотрим множители. Сколько эти числам не хватает до 100.Первому: 4.Второму:3.Впишем 4 в кружок под числом 96, а 3 под числом 97.

Запишем число из которого мы вычитали множители слева от примера в еще одном кружочке.Это 100. Его называют опорным числом.

Теперь спросим себя, числа, которые мы перемножаем, являются больше (выше) или меньше           (ниже), чем опорное число. Они меньше (ниже), поэтому ставим знак «минус» перед кружками с цифрами

Теперь вычитаем накрест.96 минус 3 и 97 минус 4 дают 93.Записываем 93 после знака равенства. Теперь умножаем 93 на опорное число 100, получили 9300.Далее перемножим числа в кружках.4 на 3 дает 12.Прибавим результат к 9300 и получим окончательный ответ 9312

 

Согласно этой методики учащиеся очень быстро начинают считать в уме и допускать меньше ошибок, повышается их самооценка и математика для них становится увлекательной дисциплиной.

4.Приемы работы.

Использование метода Билла Хендли на уроках при устном счете, при различных вычислительных операциях и во внеурочной деятельности на спецкурсах и кружках.

5.Перспективы.

Использование и внедрение данной методики устного счета поможет учащимся:

-повысить вычислительные навыки учащихся и их вычислительную культуру;

-лучше понять законы математики;

-повысить способность к концентрации,укрепить память и развить умение удерживать в голове сразу несколько идей одновременно;

- быстро оценивать правильность результата;

-развить способность к латеральному мышлению, в результате чего ученики смогут научиться искать нестандартные подходы к решению задач и выполнению вычислений;

-уверенности в своих силах, умственных способностях и интеллекте, в результате чего повысится ваша самооценка;

-с помощью методов проверки немедленно распознать ошибку и исправить ее;

- лучше выполнять быстрые вычисления в уме в повседневной жизни.

 

 

К оглавлению

Hosted by uCoz