К оглавлению

Преподавание модуля «Информатики и ИКТ» в рамках предмета «Технология» в 3 – 4-х классах по ФГОС

Е.В.Горбачева, М.А.Синицына

Сегодня основным фактором, преобразующим нашу жизнь, является информация. Как известно, ежегодно происходит удвоение знаний. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мы зависим от огромного числа сведений, без которых уже не можем представить своей жизни.

Мы видим, как изменится процесс обучения в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий, насколько сильное воздействие оказывает информационно-образовательная среда на участников процесса обучения.

Все большее внимание уделяется не технологической, а содержательной составляющей информации. Растет интерес к информационному труду, способам хранения, получения, использования информации как основе будущего, где адаптивность и постоянное переобучение является нормой.

Информационное общество – это социально-экономический уклад, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладают над всеми видами социально-экономической активности людей.

Современный ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную среду. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. Как бы подробно не изучать окружающий мир, но, не изучая информатики, ребенок не узнает про эти везде и всюду встречающиеся в жизни предметы. Ни о том, как они устроены, ни о том, когда и зачем появились. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее чем русский язык и математика.

Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель уникальна (в отличие от других дисциплин начального образования) – целенаправленно научить детей работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.) в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач.

Одним из вариантов изучения информатики является включение его содержания в систему учебных дисциплин начальной школы: в курс математики, технологии, окружающий мир, изобразительного искусства, музыки, русского языка, иностранного языка и др.

В нашем образовательном учреждении «Информатика и ИКТ» вводится за счёт школьного компонента и изучается как отдельный предмет – 1 час в неделю (в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа).

Для младших школьников курс информатики в своём содержании должен быть пропедевтическим, т.е. вводным в базовый курс. Его цели и задачи можно сформулировать так: формирование мышления; овладение начальной компьютерной грамотностью.

Основное содержание пропедевтического курса можно свести к следующим основным направлениям: 1) Понятие информации и её роли в жизни человека и общества. 2) Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём. 3) Понятие об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, разработка простейших алгоритмов. 4) Решение логических задач. 5) Работа на компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.

Дети младшего школьного возраста не могут длительно сосредотачиваться на выполнении одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно важно делать ещё изза того, что длительность работы на компьютере в начальных классах не должна превышать 15 минут, поэтому учителю необходимо быстро переключить внимание детей на другую деятельность, и которая для них должна быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на компьютере. Для этого целесообразно использовать блочно-модульное построение учебного предмета. Модуль будет соответствовать определенной теме. В модуле выделяются следующие блоки: блок актуализации знаний, теоретический блок, практикум. В блоке актуализации предусматривается обсуждение с учениками того субъективного опыта по теме, который у них имеется. Например, при изучении темы «Представление информации» в ходе актуализации устанавливаются те знания, которые у учащихся уже есть: обычно ученики знают с помощью каких органов чувств человек воспринимает информацию. Следующий момент в блоке актуализация – выяснение ожиданий учащихся, определение познавательных, а возможно практических проблем, которые они хотели бы решить. Это могут быть проблемы, связанные с действием с информацией. Следующий момент – обзорное представление того материала, который будет изучен.

Следующий блок – изложение основных теоретических положений. Для повышения ситуативного интереса учащихся возможно самостоятельное решение задач из рабочих тетрадей. На этом этапе используются следующие виды деятельности: чтение текста; выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради; наблюдение за объектом изучения (компьютером); эвристическая беседа; разбор домашнего задания; физкультурные минутки.

Последний блок в модуле – практикум. Именно этот блок даст возможность уделить значительное внимание формированию ключевых компетенций. В этом блоке с учениками решаются практические задачи, в том числе отражающие реальные жизненные ситуации. Для компьютерного практикума используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи: организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера; получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий; повышение интенсивности и эффективности уроков информатики; обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала; обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятельностного подхода. ЭОР организованы в виде уроков. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.

В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.

Пропедевтический курс технология (информатика и ИКТ) для 3–4 классов обеспечен учебно-методическим комплектом:

·                    Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Учебник «Информатика» 3,4 классы;

·                    Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Рабочая тетрадь (часть 1, 2) 3,4 классы;

·                    Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Методическое пособие для учителя 3,4 классы;

·                    Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Тетрадь контрольных работ 3-4 классы;

·                    Комплект плакатов «Введение  в информатику» (12 плакатов);

·                    Методическое пособие к комплекту плакатов;

·                    Электронное сопровождение УМК «Информатика» для 3-4 классов: ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 и 4 классы, Авторская мастерская Н.В.Матвеева и др.

Литература:

1.        Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) http://standart.edu.ru/

2.        Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская / Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011 –(Работаем по новым стандартам).

3.        Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов: под ред. Н.В. Борбовский – 2-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2011г.

4.        Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты нового поколения).

5.        ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 и 4 классы (http://school-collection.edu.ru/)

6.        Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

7.        ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 и 4 классы, Н.В.Матвеева и др.

8.        Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

9.        Ю.А. Первин Методика раннего обучения информатики: методическое пособие. 2-е изд., БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

К оглавлению