К оглавлению

Особенности организации учебной и внеучебной деятельности
в МОУ «Лицей № 5» рамках введения ФГОС.

Учитель начальных классов Луговская А.М

Подольск

2013 год

  В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

  В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

 

 

В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов .

 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

  Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

  На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

  Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

  Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

В МОУ лицей № 5 была создана рабочая группа по составлению Примерной образовательной программы и в соответствии с планом была разработана Образовательная программа.

 

 

 

Цель реализации основной образовательной программы.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 

 

Планируемые результаты освоения основной                образовательной программы .

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

 

Универсальные учебные действия в начальной школе.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В МОУ «Лицей № 5»разработан комплексный подход к оценке результатов образования в 1 классах.

 

Развитие УУД обусловлено:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной   системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием    явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача  целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей   одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам

 


Сводная  таблица  комплексного    подхода   к  оценке  результатов  образования учащихся

1 класса в рамках внедрения ФГОС  НОО

Разработано руководителем ШМО Конкиной А.В.,

 учителем начальных классов Луговской А.М.

№ п/п

Группа  результатов

 

Сроки проведения

Вид   диагностики

Предмет

Фиксирование результатов

 

(по уровням)

 

 

 

 

1

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

Педагогическая  диагностика

 

До 15 сентября

 

Стартовая   диагностика

 

1. Комбинированная работа

 

Оценочный лист

 

I полугодие

Промежуточная диагностика

1. Русский язык

2. Математика

 

Оценочный лист

 

2 полугодие

Промежуточная диагностика

1. Русский язык

2. Математика

 

Оценочный лист

 

Апрель

Итоговая диагностика

1. Русский язык

2. Математика

3. Литературное чтение

4. Окружающий мир

 

Оценочный лист

 

 

 

Май

Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

Под ред. О.Б. Логиновой

Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг

Сроки проведения

 

Вид  УУД

 

Инструментарий

Фиксирование   результатов

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

 

        Коммуникативные УУД

1.  Лист  наблюдений  ( 1 раз в четверть)     

 2. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

Под ред. О.Б. Логиновой

 

 

 

      Оценочный лист

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

           Регулятивные УУД

1. Лист  наблюдений ( 1 раз в четверть)     

2. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

Под ред. О.Б. Логиновой

 

 

 

       Оценочный лист

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

           Познавательные УУД

1.  Лист  наблюдений  ( 1 раз в четверть)  

2. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

Под ред. О.Б. Логиновой

 

 

 

      Оценочный лист

 

 

 

 

 

 

Сроки проведения

 

Формулировка из текста  ФГОС

 

Инструментарий

Фиксирование     результатов

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

     

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

Диагности-

ческие исследования

 

 

 

 

 

Достижение воспитатель-

ного результата

 1-го уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

Смыслоообразование. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» методикаН.  М. Лускановой

 

Не подлежат итоговой оценке

 

 

Самоопределение. Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  лругих людей.

1. «Выявление уровня социализированности   учащегося» методика  М.И. Рожкова

 

Не подлежат итоговой оценке

 

Морально-этическая ориентация.        Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1. « Выявление удовлетворённости учащихся образованием» методика А.А.Андреева

2. Тест. Выявление отношения родителей  к  образовательному процессу.

 

 

Не подлежат итоговой оценке

 

Сводная характеристика достижений и положительных качеств обучающихся класса

 

Накопительная    оценка:     портфолио


Лист наблюдений  за формированием познавательных   УУД

 

Предмет:_____________________ Дата _______________

 

 

 

 

№ п/п

 

 

ФИО обучающихся

1 класса

Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение находить  ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке

Умение ориентироваться в учебнике

Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса

Умение сравнивать и группировать предметы

Умение называть последовательность простых знакомых действий

Умение пересказывать небольшие тексты

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД

 

Предмет:_____________________ Дата _______________

 

 

 

 

№ п/п

 

 

ФИО обучающихся

1 класса

      Умение       учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение (версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоцианальную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 Лист наблюдений  за формированием коммуникативных  УУД

 

Предмет:_____________________ Дата _______________

 

 

 

 

№ п/п

 

ФИО обучающихся

1 класса

 

Имеет первоначальные навыки работы в паре

 

Понимает смысл простого текста

 

Знает и применяет первоначальные способы поиска информации

 

Умеет задавать вопросы

 

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения

 

 

 

 

Умеет договариваться

 

Строит простое речевое высказывание

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 


Листок  достижений

Учени ____ 1  «___»        класса  МОУ «Лицей №5»

________________________________________________________

 

 

                           Учебный предмет

                               Период обучения

1-я

четверть

2-я

четверть

3-я

четверть

4-я

четверть

Чтение

Осознанность

 

 

 

 

Правильность

 

 

 

 

Выразительность

 

 

 

 

Скорость

 

 

 

 

Русский язык

Каллиграфия

 

 

 

 

Орфография

 

 

 

 

Развитие устной речи

 

 

 

 

Математика

Устные вычислительные навыки

 

 

 

 

Письменные вычислительные навыки

 

 

 

 

Решение задач

 

 

 

 

Геометрический материал

 

 

 

 

Ознакомление  с окружающим миром

Общеучебные навыки

 

 

 

 

Умение работать с книгой

 

 

 

 

Умение спланировать свою работу

 

 

 

 

Умение обосновывать оценку своей  деятельности

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

Развитие познавательных мотивов и активности учащихся

Сформированность ценностных отношений

 

 

 

 

Общественная активность

 

 

 

 

Отношение к учению

 

 

 

 

Отношение к труду

 

 

 

 

Отношение к людям

 

 

 

 

Подпись учителя:

 

 

 

 

Подпись родителей:

 

 

 

 

Красный цвет – высокий уровень обученности

 

 

 

 

Зелёный цвет – средний уровень

 

 

 

 

Синий цвет - низкий уровень  обученности  и развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое портфолио?

 

Индивидуальная папка,  в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:

v учебной,

v творческой,

v социальной,

v коммуникативной.

 

В нашем лицее классы выбрали за основу  портфолио издательства «Планета».

http://www.biblio-globus.us/photos1/958/9589786.jpg

  

 Структура портфолио:

 

Раздел 1. Общие сведения

Раздел 2. Основные сферы деятельности

Раздел 3. Успеваемость

Раздел 4. Общественная деятельность

Раздел 5. Успешность

Раздел 6. Перспективы

 Порядок работы с портфолио:

Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей.

Ученик:

v самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;

v самостоятельно оценивает свои результаты;

v самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;

v сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

Учитель:

v является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;

v является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;

v способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;

v отслеживает индивидуальное развитие ученика;

v является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.

Родители:

v помогают в заполнении портфолио;

v осуществляют контроль за исполнением портфолио.

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО

1-4 класс  Особые требования предъявляются к познавательной деятельности детей, учебной мотивации, произвольности познавательной деятельности и уровню развития наглядно-образного мышления.

5-6 класс   Появляется мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний), здесь очень важен т.н. мотив «учение для себя». Развитие рефлексии, использование доказательств, новый уровень развития навыков логических операций.

7-9 класс   Усложняются требования к познавательной деятельности, развитию мышления. Появляется мотив целеполагания, умение ставить  и достигать конкретные цели самообразования, интерес к использованию результатов учебной деятельности. Меняется восприятие системы отношений с окружающим миром, самооценка, что влияет на эффективность обучения в целом.

10-11 класс  Наличие прогностических навыков, умений предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных целей, умение оценивать собственные ресурсы. Стремление к профессиональному самоопределению, выработке эффективного стиля познавательной деятельности. Высокий уровень рефлексии.

Кто составляет портфолио

v Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями с помощью учителя;

v Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей;

v Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей;

v Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников.

v Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.

Портфолио класса

В своем классе я веду классное портфолио.

¢ В век современных технологий и огромного наплыва информации важно не потерять себя. Важно видеть индивидуальную ценность личности и отдельно взятого коллектива.

¢  Портфолио класса - это папка, которая поможет ученикам видеть свои достижения на фоне общей активности класса, отслеживать темпы накопления достижений, формировать самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО КЛАССА

1. Учебные аспекты

2. Психологические  аспекты

3. Логопедические аспекты

4. Воспитательные   аспекты

4.1 Социальный паспорт класса

4.2  «Кто мы?»

4.3  «Наши достижения»

4.4  «Наши звездочки»

4.5  «Взаимодействие с   городскими учреждениями»

4.6  «Фотоальбом»

4.7  «Нас оценивают»

 

Организация внеурочной деятельности в МОУ «Лицей №5»

   Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочной деятельностью охвачены  все учащиеся первых - третьих классов, которая  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует  готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

     Лицей  предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие. Прослеживается содержательное единство учебного и развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы Лицея №5. Создана здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, включающая рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

     Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразное решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения. Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.

      В лицее созданы условия для самовыражения, самореализации детей. Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей,  лицею помогают проводить занятия  по внеурочной деятельности работники правоохранительных служб, пожарной охраны и  медицинские работники. Особое внимание уделяется общеинтеллектуальному  и социальному направлению в развитии ребёнка, которое реализуется  через модули: кружки «Риторика»,  «Узнаем сами» (проектные работы), «Учись делать добро»,  «Азбука юного пешехода»  и клуб «Помоги себе сам».

     Учащиеся нашего лицея принимают активное участие не только в школьных, но и в городских конкурсах проектных работ, где занимают призовые места.

     Таким образом, внеурочная деятельность имеет положительное влияние, формирует позитивное общественное мнение о школе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка, формирует  мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. Способствует развитию у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности.

     Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства, как милосердие, сострадание, умение понять и принять.

 


Организация внеурочной деятельности 1 – 3 классов

МОУ «Лицей №5» на 2013 -2014 учебный год

 

Направление

Модуль

Класс

Формы работы

Количество часов

1

Спортивно-оздоровительное

Секция «Ритмика»

1

2

3

Занятия в актовом зале, на свежем воздухе, танцы, соревнования, игры

 

1

1

1

2

Общекультурное

Кружок

«Театральный»

1

2

3

Беседы, экскурсии, театрализованные игры, посещение театров, музеев, различных выставок.

2

2

2

Кружок

 «Самоделкин»

1

2

3

Декоративно-прикладное творчество, выставки рисунков, экскурсии

2

2

2

3

Общеинтел-

лектуальное

Кружок «Риторика»

1

2

3

Занятия по темам, речевые игры, мини-спектакли

2

-

-

Кружок «Узнаем сами»

(проектные работы)

1

2

3

Проектирование, исследовательская деятельность

-

1

2

4

Социальное

Клуб «Помоги себе сам»

1

2

3

 

Психологические тесты, тренинги, игры.

1

-

-

Кружок «Учись делать добро»

1

2

3

Занятия по патриотическому воспитанию, работа над формированием гармонично-развитой личности

1

1

1

Кружок «Азбука юного пешехода»

1

2

3

Занятия по темам ПДД

1

1

1

5

Духовно-нравственное

Кружок «Юные краеведы»

1

2

3

Беседы, посещение музеев, различных выставок, исследовательская деятельность, выставки рисунков.

-

2

1

 

 

 

Портрет выпускника начальной школы

¢     Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

¢      Умеющий учится, способный к организации собственной деятельности.

¢      Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа.

¢      Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.

¢      Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

¢      Имеющий представление и выполняющий основы здорового и безопасного образа жизни.

 

К оглавлению